Урок математики
После упрека Елбасы парламентариям от фракции партии Nur Otan в минувшую пятницу (об их беззубости и молчании по всем резонансным случаям) журналисты ждали вчера крепкого публичного разноса молодому министру образования и науки Асхату АЙМАГАМБЕТОВУ на правчасе в мажилисе. Но страсти за выходные, видимо, улеглись, и депутаты заседали так же деликатно, как обычно. Самым резонансным вопросом был: “Какого возраста будут выпускники 12-го класса?”
Депутаты вяло комментировали даже скандал с возможным плагиатом диссертации вице-министра образования и науки Фатимы ЖАКЫПОВОЙ до начала заседания.
- Я не могу это комментировать, потому что сама из сферы образования. Не потому, что солидарна, а потому, что несу ответственность за них тоже, - стремительно направилась в зал Майра АЙСИНА.
Воздержалась от комментария и бывший прокурор Гульнара БИЖАНОВА.
- Такие вещи недопустимы! Министерство должно провести проверку. Любой госорган, который занимается научными разработками, должен заботиться о том, чтобы научные разработки были чистыми. Если это будет доказано, тогда соответствующие меры должен принять министр, - сказала в свою очередь Загипа БАЛИЕВА.
Сам Асхат Аймагамбетов пришел в мажилис, соблюдая строгий дресс-код: в синем костюме, белой рубашке и узком однотонном галстуке, смахивавшем на шейную пионерскую косынку. На трибуне он выглядел словно у доски. Каверзных вопросов ему никто не задавал, депутаты только иногда придирались к формулировке его ответов.
Например, депутат Иван КЛИМЕНКО спросил, почему не осваиваются 60 млн долларов, взятых в долг министерством в прошлом году у Всемирного банка, отметив, что “этот проект курировал Аймагамбетов, будучи вице-министром”.
- Иван Иванович, вы были руководителем рабочей группы, а я… - начал было глава МОН.
- Он только что сказал, что он был руководителем, а вы были членом! Можно не повторять, а сразу отвечать?! - выразила недовольство зампредседателя мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА.
- Позвольте мне ответить. Раз тут конкретно указывают мою личность, я тоже хотел бы сказать, - заспорил министр и добавил, что освоено уже 65 процентов тех заемных средств, на которые куплено оборудование для ряда вузов.
Но вопрос, вызвавший самую большую бурю эмоций, задал Сергей СИМОНОВ. Когда с 2021 года Казахстан перейдет на 12-летнее образование, в каком возрасте дети начнут оканчивать школу? Мажилисмены уверены, что в 18 лет и вместо поступления в вузы выпускников будут забирать в армию.
- Более 80 процентов детей уже сегодня в шестилетнем возрасте пошли в школу. Постепенно, из года в год эта цифра увеличивается. Те дети, которые пошли в школу в 6 лет, когда они завершат школу, им будет 17 лет. В принципе, это было раньше, когда дети учились 11 лет и шли в школу с 7 лет. Поэтому возрастная разница таким образом нивелируется. И поступит в вуз или пойдет служить в армию - решение самих выпускников, - заявил Аймагамбетов.
Но депутаты шумно возразили, что если сложить 6 и 12, то получится 18. Гул недовольства был таким громким, что его слышно было даже в коридорах.
- Если в шесть лет пойдет в школу, 12 лет учится, по-моему, здесь простая арифметика, он закончит в 18 лет, а кто-то, может, и в 18 с половиной, и в 19. Я так полагаю, если он поступил в вуз, то воинская обязанность отсрочивается. Если он не поступил, тогда уже идет призыв в армию. Так или не так? - испепеляюще посмотрела на министра вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева.
Однако министр настаивал на своей математике:
- Мы с этим мнением не согласны! Сегодня дети, которые идут в семь лет, они заканчивают обучение не в 18, а в 17. Так же, когда он пойдет в шесть лет, он будет заканчивать 12-летку в 17 лет. Если ребенок поступает в вуз, он получает отсрочку.
Между тем вопрос, который чуть не подвел главного педагога страны к опасной черте, задала Ирина АРОНОВА. Адресовала она его Минюстиции. Депутат считает, что все скандалы в детсадах с пищевыми отравлениями, слабонервными воспитателями можно было предотвратить, если бы в стране провели аттестацию. Ее не было уже 8 лет. Минобр трижды переносил сроки, в последний раз - на 2020 год.
- Насколько правомочны действия министра образования и науки о неоднократном переносе сроков проведения аттестации? - спросила Аронова.
- Закон об образовании действительно предусматривает проведение госаттестации один раз в 5 лет. Эти сроки установлены законом, и ни у коллегиального органа, ни у министра полномочий и оснований для переноса этих сроков не было. Есть также правила проведения аттестации, утвержденные правительством, тот механизм тоже не дает никаких прав и оснований для переноса сроков! - отчеканила вице-министр юстиции Наталья ПАН.
Такого ответа депутаты не ожидали и поэтому не знали, как на него отреагировать. Все сидели набравши в рот воды. Спохватившись, модератор Гульмира Исимбаева передала микрофон следующим депутатам. Осмелевший министр после этого уже щелкал вопросы как орехи.
- Как вы относитесь к репетиторам вне стен школы? - с хитрым прищуром спросил коммунист Владислав КОСАРЕВ.
- Спокойно, - невозмутимо ответил министр.
- Вы сможете оставить свой след в решении вопросов с учебниками? - обратился Омархан ОКСИКБАЕВ.
- Постараюсь, - был спокоен министр.
После вопросов-ответов наступили обсуждения, когда по 5 минут дают выговориться каждому депутату. Эта сессия превратилась в торжественную оду самому молодому министру в правительстве.
- Вот вы только начинаете, Асхат Канатович. Хочется к вам заранее обратиться с просьбой. Мы движемся к пропасти с реформами образования. Надо систему образования с самого основания пересмотреть. А если будем и дальше так идти, то поколение будет необразованным, мы не сможем построить государство! У нас есть пакет документов от ученых по выходу из этой ситуации. Я готов вам их передать. Вы молоды, измените эту ситуацию! Если вы решите этот вопрос, то я публично обещаю: я сложу свой депутатский мандат и пойду работать в приемную министра образования и науки секретарем или помощником! - страстно объявил Бекболат ТЛЕУХАН.
- У вас должно хватить сил и мужества на изменения! - по-матерински подбодрила министра Загипа Балиева.
… Выходил министр Аймагамбетов из зала заседания как победитель. В кулуарах он трижды проигнорировал мои вопросы о возможном плагиате его вицика, зато с удовольствием ответил на вопрос, возьмет ли он к себе на работу Тлеухана.
- Это было фигуральное выражение. Не воспринимайте буквально, - счастливо улыбался министр. - Но я все равно очень благодарен депутатам.
Выходившие из зала и направлявшиеся в столовую депутаты объясняли на ходу свою мягкость в обращении с министром образования.
- Этот министр всего несколько месяцев работает. И что с него спрашивать? То, что натворили, это, наверное, сделали до него. А у нас остается только надежда, что этот молодой министр что-то исправит. Почему мы не объявляли ни разу вотум недоверия министрам? Это не оттого, что мы кого-то жалели, а оттого, что мы надеемся, что эти люди, поставленные президентом, оправдают его надежду. Но всякому терпению есть предел, и оно у нас может когда-нибудь лопнуть! - многозначительно с улыбкой на лице отметил Омархан Оксикбаев.
Тогжан ГАНИ, фото Романа Егорова, Нур-Султан