4552

Клиент будет ещё правее?

Вчера Министерство торговли и интеграции представило рабочий вариант законопроекта, который предусматривает вознаграждение для организаций, отстоявших интересы клиентов.

Клиент будет ещё правее?

Поправки в законодательство по вопросам защиты прав потребителей обсудили вчера представители Генпрокуратуры, КНБ, Службы госохраны, Нацбанка, госорганов на заседании межведомственной комиссии в Минюсте.

- Мы, так сказать, упустили внимание защите прав потребителей. Когда возникают вопросы о защите прав потребителей, у нас включаются нормы, которые защищают права предпринимателей, то есть запрет на проверки, моратории. То есть защите прав потребителей мешает ограничение возможностей государства по вмешательству в деятельность предпринимателей. В этом ключе нам нужны новые и тонкие инструменты, чтобы не нарушать конкуренцию и вместе с тем защищать правильно права потребителей, - сказал, представляя документ, вице-министр торговли и интеграции Кайрат ТОРЕБАЕВ.

Кайрат ТОРЕБАЕВ.

Новшество этого законопроекта - выплата компенсации объединениям по защите прав потребителей.

- Самое интересное в этом законопроекте - общественные объединения. Государство практически не может находиться во всех точках одновременно - не поставишь контролера к каждой лавочке в государстве. Поэтому мы внедряем систему саморегулирования, когда общественные объединения есть в каждом маленьком селе и в большом городе, и чтобы защитить права потребителей в каждой точке Казахстана, мы привлекаем общественников! - заинтриговал Кайрат Торебаев.

Он считает, что с принятием представленных поправок общественники будут финансово мотивированы побороться за права потребителей.

- Грубо говоря, если определенную часть компенсации будет получать потребитель, чьи права были нарушены и нанесен какой-то ущерб, то часть финансирования будут получать общественные объединения. Сейчас, если, допустим, были нарушены права человека на 10 тысяч тенге, ему возвращаются эти же 10 тысяч тенге. Но теперь мы хотим, чтобы ему возвращались эти деньги и сверху прибыль получали наши общественники. За счет этого предприниматель, нарушая права потребителей, дважды подумает, потому что возвращать придется не только стоимость товара, а уже больше, - рассказал вице-министр.

Вопрос суммы возмещения пока еще обсуждается, возможно, это будет определенный процент от потраченной клиентом суммы. Но есть одно важное условие: если общественники не смогли отстоять права потребителя, вознаграждения они не получат.

Конечно, такой приятный кешбэк для защитников потребителей влечет за собой риск того, что суды могут утонуть в потоке жалоб, но этот момент разработчики законопроекта учли.

- Мы не хотим завалить суды, мы хотим решить эти вопросы на уровне медиации. Чтобы общественные объединения решали вопрос на месте и не давать ходу судопроизводству. То есть мы должны выйти на качественный уровень, когда предприниматель и потребители будут понимать и говорить на одном языке. Вопросы медиации мы включили в законопроект. А сейчас медиации нет, потребители должны защищать свои права самостоятельно, без объединений по защите прав потребителей, - пояснил вице-министр.

По его словам, в Казахстане работают 55 общественных объединений по защите прав потребителей, по нескольку в каждом регионе.

По данным официальной статистики, в прошлом году госорганы получили 40 тысяч жалоб от казахстанцев на некачественный сервис и товар. 60 процентов всех обращений касалось банковских услуг, далее идут жалобы на невозврат товара (когда продавцы отказывались принимать его назад) и предоставление заведомо ложной информации, например о стране-производителе.

Законопроект сейчас находится на стадии доработки, он будет направлен в парламент ориентировочно в апреле следующего года.

Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть