7029

Без левых талонов

Чиновники заявляют, что с 1 октября этого года техосмотр можно будет пройти только честным путем

Без левых талонов
Фото Владимира ЗАИКИНА

О том, что вступили в силу изменения в законодательстве, связанные с техническим осмотром транспортных средств, стало известно в начале сентября. Тогда в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития сообщили, что на всех пунктах технического осмотра, действующих в Казахстане, будет установлено единое для всех программное обеспечение.

В самой процедуре техосмотра ничего не изменится: все этапы останутся такими же, как раньше. Не повлияют нововведения и на стоимость услуги.

- Единая информационная система, о которой идет речь, будет вести учет представленных на технический осмотр транспорт­ных средств, - прокомментировал “Времени” руководитель управления контроля на автомобильном транспорте комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Жасулан МАРАЛБАЕВ. 

- Она была разработана АО “Национальные информационные технологии”, которое и будет оператором этой системы. Ближайшая цель - привести все программы, установленные на пунктах техосмотра, в соответствие с новыми требованиями. Ни для кого не секрет, что сейчас есть факты, когда предприниматели, работающие в этой сфере, вмешиваются в процесс проведения техосмотра и вручную вводят нужные им данные, используют фотошоп, даже есть факты, когда техосмотр делают без присутствия автомобиля.

- Таких фактов очень много. Думаю, вы об этом прекрасно знаете.

- Знаем. Мы постоянно мониторим ситуацию, есть определенные результаты. Штрафуем нарушителей, закрываем пункты техосмотра. Но те, кто работает нечестно, все равно остаются. А эта программа исключит возможность использования фотошопа, нельзя будет сделать техосмотр, не заезжая в пункт, где его проводят. Теперь все данные от каждого оператора в online-режиме будут поступать в единую информационную систему. Их нельзя будет подделать.

- Все операторы техосмотра уже установили единое программное обеспечение?

- Эти требования вступят в силу с 1 октября 2019 года. Мы специально сделали эту норму отлагательной, чтобы у всех, в том числе и у единого оператора АО “Национальные информационные технологии”, было время подготовиться к новым требованиям. Но работа идет. До 1 октября все операторы должны установить у себя эти программы - с этого момента единый оператор начнет отслеживать всю информацию, связанную с техосмотром.

- Специалист будет видеть, какая машина заехала на станцию техосмотра где-нибудь в Карагандинской области, как проходит процедура. Правильно?

- Да, все верно. Поэтому без фактического предоставления транспортного средства оператор не сможет передать данные в единую информационную систему. Нельзя будет пройти техосмотр по WhatsApp, по фотографии, это исключит возможность ручного вмешательства - в программе установлены специальные защитные коды. Сейчас в Казахстане зарегистрировано 609 операторов техосмотра. Они используют 644 стационарные и 364 мобильные (их в основном используют в районных центрах и отдаленных населенных пунктах) линии для прохождения этой процедуры.

- По вашим оценкам, сколько операторов сейчас делают так называемый левый техосмотр?

- Я точную цифру не могу назвать, но добросовестных операторов больше. Да, есть некоторый процент тех, кто занимается незаконными действиями, и они портят общую картину.

- А некоторый процент - это сколько? Два процента, 10, 25?

- Я вам не могу сказать…

- Хотя бы примерно. Я же не прошу вас назвать точную цифру...

- Наверное, 5-10 процентов. Все остальные работают честно. В 2017 и 2018 годах в ходе проверок мы выявили порядка 30 недобросовестных операторов техосмотра, в этом году - 25.

- Их закрыли?

- Мы приостановили их деятельность. Они смогут возобновить работу после того, как устранят все нарушения. Хотя, конечно, есть операторы, которых мы исключаем из реестра: в 2017 году их было 15, в 2018 - 12, в этом - 11. Многие предприниматели, работающие в этой сфере, поддерживают наши нововведения и, наоборот, хотят, чтобы эта программа быстрее заработала - все должны быть в равных условиях.

- По вашим оценкам, сколько станций техосмотра может закрыться из-за того, что нельзя будет использовать фотошоп?

- Тем, кто хочет работать, придется перестраиваться, если они хотят остаться на этом рынке. Но если оператор работает добросовестно, на него не будет никакой дополнительной нагрузки, даже финансовой. Ему нечего бояться. Плохо это для тех, кто нарушает. Если кто-то продолжит это делать, будем исключать их из реестра.

На всякий случай напомню: несмотря на то что предложения вообще отменить техосмотр звучат регулярно, делать это не собираются. Во всяком случае, пока.

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлено Жасуланом МАРАЛБАЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть