7470

Протесты по незнанию

Кто запустил в стране новую митинговую волну?

Протесты по незнанию
Фото Алины ИВАНОВОЙ

Волна возникла в Жанаозене Мангистауской области. До того последняя акция протеста прошла в этом славном городе нефтяников в феврале этого года. Тогда возле акимата на протяжении двух недель собиралась безработная молодежь, и после длительных переговоров властям удалось загасить протестный настрой.  И вот недавно площадь акимата вновь наводнили недовольные люди. На этот раз в качестве протестующих выступают безработные мужчины в возрасте от 30 лет. В возникшей проблеме разбирались корреспонденты “Времени”.

В эти дни всю злость и недовольство протестующие вылили на китайцев.

- Нам аким говорит, что не будет здесь заводов китайских, но мы не верим, потому что вся нефтянка у нас под ними. Все акимы нам пустые обещания дают каждый год. Пусть президент Казахстана приедет сюда и разберется с тем, что творится у нас. Работы нет, в нефтяных предприятиях работают целые семейные кланы, на все посты тащат только своих, даже уборщиц берут из числа своих. А наша молодежь без работы сидит. Пока этот вопрос не решится, я не уйду отсюда! - возмущался Нурсултан ТУГЕЛОВ.

Как выяснилось, выходят на площадь и жители других районов Мангистауской области.

- Я живу в Актау, но специально приехала сюда, чтобы поддержать жителей Жанаозена. Мы против, чтобы наши земли отдавали иностранцам. Если они здесь будут строить заводы, то, сами понимаете, сколько сюда приедет китайцев. Работы не будет. Если и возьмут на работу, то на самую тяжелую, за которую будут платить зарплату в десять раз меньше. Нам самим надо строить заводы без чужой помощи, - считает Нурияш АБДИРЕЕВА.

Подобные высказывания в эти дни на площади Жанаозена можно услышать на каждом шагу. Однако коренные жители этого города, прожившие здесь более 30 лет, говорят, что проблема далеко не в иностранных заводах.

Проблема с трудоустройством возникла в этом городе не вчера и не сегодня, а еще лет 15 назад. Она очень тесно переплетается с другой - массовым переселением сюда оралманов: за последние годы процентное соотношение коренных жителей и приезжих достигло 20 на 80. Будем откровенны: преимущественная часть пришлых - малообразованные люди, зачастую не имеющие даже среднего образования. Их зазывали сюда, обещая благополучие и достаток. Однако многие из них сейчас не имеют элементарного - денег на еду. Жанаозен - город, зависящий от градообразующего предприятия, коим является нефтяная компания. Но количество рабочих мест здесь ограничено, а новых производств в городе нет.

- Недовольство возникло не на пустом месте. После событий 2011 года правительство попыталось решить проблему, влив в город миллиарды тенге, - вспоминает коренной житель Жанаозена Ильхам КУДАЙБЕРГЕНОВ. - В первую очередь были решены коммунальные проблемы, которые не решались десятилетиями. Построили новые дороги, проложили коммуникации, привели в порядок дома, город озеленили. Но самого главного не сделали - не обеспечили людей постоянной работой. После тех событий было создано всего два предприятия, куда устроили бастовавших нефтяников. А куда деваться молодежи, учитывая у нас высокую рождаемость? В Актау ехать не вариант, потому что туда многие из ближайшего Мунайлинского района тянутся на заработки. Где обещанные нам новые заводы? Ничего ведь не строится, никаких инвестиций в город не привлекается. Акимы меняются, а проблемы не решаются, копятся годами.

Соглашается с этим и Гульшара БАЙДУЛИНА, живущая в Жанаозене с 1987 года:

- Мы не поддерживаем эти протесты, но людей понимаем. Не всем же институты даются, есть и рабочие профессии. Раньше они были в почете, а сейчас за них люди копейки получают. Вы посмотрите, что в городе делается с работой! Средняя зарплата в нашем регионе только у департамента статистики выше 200 тысяч, а в реальности она не превышает 50 тысяч тенге. А как прожить на эти деньги? Я трех сыновей подняла, двое уехали отсюда из-за отсутствия работы, а третий со своей семьей живет со мной. Он работает на двух работах, чтобы прокормить детей, одеть и обуть их. Ни о какой своей квартире даже пока не мечтает.

В разговоре с митингующими выясняется, что практически все они без постоянного места работы. Кто-то перебивается случайными заработками на местных рынках, кто-то в небольших частных компаниях, у кого есть автомобиль - частным извозом. По словам протестующих, никакой альтернативы у них нет.

Сейчас, по данным городского отдела занятости и социальных программ, в Жанаозене на бирже труда в качестве безработных официально зарегистрированы чуть более 1600 человек. Среди них бывшие работники нефтегазовой сферы, люди предпенсионного возраста, инвалиды и сироты. Однако протестующие говорят, что безработных в городе в разы больше, и львиную долю составляют мужчины трудоспособного возраста.

Возникшая волна протеста против строительства иностранных заводов вынудила власти Мангистауской области выйти к митингующим. На протяжении двух дней акимы области Серикбай ТРУМОВ и Актау Галымжан НИЯЗОВ встречались с людьми, выслушивали их претензии.

- Мы понимаем их беспокойство, мы понимаем, что в душе они болеют за казахстанскую землю, чтобы она не продавалась иностранцам, чтобы рабочие места предоставлялись только местным жителям, - прокомментировал ситуацию заместитель акима Мангистауской области Каныбек ЖУМАШЕВ. - Мы им объяснили, что никакие китайские компании, никакие заводы с КНР не будут переносить, тем более старый, либо строить на территории Казахстана. Тем более привозить сюда китайскую рабочую силу никто не собирается.

Он также сообщил, что за участие в митингах никого к ответственности привлекать не будут. Однако власти и полицейские держат и будут держать ситуацию под контролем.

Эта протестная волна из Жанаозена докатилась до некоторых регионов, где прошли подобные пикеты и митинги - в Нур-Султане, Актобе, Алматы.

Аргументы при этом у всех были разные. Кто-то высказывал опасения по поводу негативного влияния будущих заводов на экологическую обстановку в стране, кто-то сетовал на то, что трудиться там будут в основном граждане КНР, а не казахстанцы, а кто-то нес откровенный бред о том, что китайцы хотят улучшить свой испорченный генофонд с помощью казахстанских женщин.

- Ни о каком переносе к нам 55 старых китайских заводов речи не идет! - заверил собравшихся у акимата Алматы заместитель акима города Сапарбек ТУЯКБАЕВ. - Это новые заводы. И они уже открываются. Например, в Туркестанской области запустили завод по производству продуктов из верблюжьего молока, и его продукция уже идет на экспорт. Причем это не полностью китайские предприятия, а совместные казахстанско-китайские проекты. Бывает, что 100 процентами акций владеет казахстанский бизнесмен, но привлекает технологии из Китая, бывает - 50 на 50. Проекты частные, государство к ним отношения не имеет. Инвестиции привлекаются не только китайские - Казахстан сотрудничает с США, Великобританией, Германией, Японией и многими другими странами.

На весь комплекс возникших у людей вопросов ответили в Нур-Султане.

- Эти проекты (с участием иностранного капитала. - Ред.) необходимы, они не несут той угрозы, о которой говорится в сети. Это, грубо говоря, вранье! - заявил на пресс-конференции в минувший четверг вице-премьер Женис КАСЫМБЕК.

Он рассказал, что в рамках реализации 55 совместных с китайскими партнерами проектов в нашей стране будет создано 20 тысяч рабочих мест, 95 процентов из которых займут казахстанцы.

- Звучат претензии, что эти заводы являются грязными, что это старые проекты, которые переносятся на территорию Казахстана. Официально хочу заявить, что ни одного старого или переносимого на территорию Казахстана завода нет. Все эти проекты являются новыми. Могу перечислить конкретно по каждому проекту, - отметил вице-премьер и привел в качестве примера проект в районе Капшагая Алматинской области:

- Там 30 человек работают, все граждане Казахстана, абсолютно новое производство. Это альтернативная энергетика, мы к ней будем переходить. Сегодня в Казах­стане до конца года будет уже 1000 мегаватт производиться за счет ветра и солнца. Эта информация есть в сети, на сайте Министерства по инвестициям и развитию два года назад публиковалась. Никаких секретов здесь нет, все предприятия являются новыми.

По его словам, сегодня из запланированных с китайской стороной совместных проектов реализовано 15, до конца года еще пять проектов будет запущено. Есть в активной фазе порядка 20. По линии Министерства индустрии и инфраструктурного развития проходит 27 проектов: машиностроение, промышленность и транспорт.

- Пул проектов по линии Минсельхоза - производство рас­тительных масел, рапса, сои, глютена, глубокая переработка зерна, переработка мяса, проекты, связанные с экспортом муки. Большой пул проектов по Министерству энергетики, особенно в части возобновляемых источников энергии, - сообщил зампремьер-министра.

- 55 проектов никто по регионам не делит, - пояснил он. - Нет распределения, что пять проектов будет в этой области, шесть проектов - в той. Все в зависимости от специфики региона. Есть определенные проекты в энергетике, например, возобновляемые источники энергии в Алматинской области и Восточном Казахстане. В Кызылорде в прошлом году мы ввели производство тампонажного цемента, работаем по кальцинированной соде - это большой рынок. В Центральном Казахстане - вопросы металлургии и машиностроения. И на всех этих предприятиях не только рабочие специальности - есть инженерные, но и в руководстве тех, которые введены, работают казахстанские граждане, - заверил Касымбек.

Замглавы правительства добавил, что за 10 лет доля китайских инвестиций осталась на том же уровне - 5-6 процентов.

- Она не изменилась, потому что есть такие крупные проекты, как “Тенгризшевройл”. Сейчас следующая очередь, там один только проект стоит больше 30 млрд долларов. А здесь все 55 стоят 27 млрд. Вот сегодня только вели переговоры по совместному с россиянами проекту “Еврохим” в Жамбылской области: производство комплексных удобрений, стоимость 900 млн долларов. Есть с Турцией программа “Новая синергия”, не меньше 20 проектов, - сказал вице-премьер.

Он полагает, что за информацию обо всех совместных проектах отвечает комитет по инвестициям МИД:

- Комитет должен предоставить полную информацию по этим проектам. На официальном портале нужно вывесить все эти проекты: стадии проекта, цели, объемы создаваемых рабочих мест, вплоть до того, какие специальности будут востребованы. Мы не в полной мере предоставляем информацию или даем информацию в достаточно сложном формате. Люди, не имея полной информации, получают сообщения из соцсетей. Люди начинают реагировать.

Касымбек также считает, что нужно разбираться, почему информация о совместных казахстанско-китайских проектах вызвала такую негативную реакцию в преддверии госвизита в КНР (он запланирован на 11-12 сентября) президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА:

- Конечно, достаточно странно, что накануне визита эта информация появляется в сети и активизируются определенные круги. Не могу делать выводов, это компетенция других органов.

В свою очередь вице-премьер Бердыбек САПАРБАЕВ в тот же день, 5 сентября, в ходе встречи с представителями творческой и научной интеллигенции отметил:

- Сейчас много разговоров и слухов вокруг строительства предприятий китайскими компаниями. Во-первых, развитие экономики любой страны зависит от инвестиций. Это новые рабочие места для наших граждан не только на этих заводах и фабриках, но и в смежных отраслях.

В обществе ошибочно бытует мнение, что Казахстан привлекает много иностранных специалистов. Это не так, - подчеркнул вице-премьер. - За три года количество граждан КНР сократилось в три раза. Если в 2016 году в стране работали 12,7 тысячи китайских рабочих, то сегодня насчитывается 4,3 тысячи человек. С каждым годом мы будет сокращать их количество, потому что квота выделяется только на высококвалифицированных специалистов, которых нет в Казахстане.

Между тем в начале этой недели ситуацию с китайскими проектами в Казахстане журналистам разъяснил замглавы МИД Ермек КОШЕРБАЕВ:

- Комиссия заседает в год два раза с китайской стороной, и мы каждый проект рассматриваем и изучаем, в чем сложности реализации, какую помощь нужно оказать нашим предпринимателям, и если нет динамики, то проводим актуализацию и убираем из списка. Старых заводов нет!

Цифры в тему

- По данным казахстанского МИД, Китай - четвертый в списке крупнейших инвесторов Казахстана. На первом месте по инвестициям находятся Нидерланды, на втором - США, на третьем - Швейцария.

Кстати

В минувшую среду, 4 сентября, глава Мангистауской области Серикбай ТРУМОВ представил нового градоначальника Жанаозена Максата ИБАГАРОВА (на снимке). 

Он сменил Адилбека Дауылбаева, работавшего на этом посту с декабря 2017 года. Максат Ибагаров ранее работал в АО “Озенмунайгаз”, где занимал руководящие должности.

Фото пресс-службы акимата Мангистауской области

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Надиль РАХМЕТОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть