18691

Когда Алматы возьмут в кольцо

На какой стадии сейчас находится реализация проекта БАКАД

Когда Алматы возьмут в кольцо
Фото Владимира ЗАИКИНА

В последнее время практически не было новостей, связанных со строительством Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), о которой говорят не первый год. Подозрительная тишина. Уж не свернули ли проект? Мы решили выяснить, что сейчас происходит, у заместителя председателя комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Сатжана АБЛАЛИЕВА.

- Как известно, реализацией проекта занимается консорциум, состоящий из четырех иностранных компаний, - напоминает Сатжан Айтенович. - В данный момент он готовит проектно-сметную документацию: по трем участкам БАКАД работы уже завершены, еще по пяти должны быть закончены до конца года. Раньше мы не могли показать людям, которые живут в поселках, прилегающих к дороге, какой именно она будет. Сейчас же есть конкретный проект, и в ближайшие дни мы будем встречаться с жителями Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области и проводить общественные слушания. Нам важно обсудить все моменты с людьми, чтобы потом не было проблем. Вдруг мы что-то не учли.

- Официально строительство БАКАД началось в мае 2018 года, но дорогу пока не строят. Что сейчас происходит?

- Подрядчик организовал в двух местах строительные и вахтовые городки, подготовил базу, сейчас идут локальные работы - перенос коммуникаций, строительство временных объездных дорог. Но самое главное - консорциум все это время вел переговоры с инвесторами, и сейчас они находятся на финальной стадии. В контракте сказано, что 80 процентов инвестиций консорциум должен привлечь на рынке. На сегодняшний день есть договоренности с четырьмя финансовыми институтами - это несколько международных банков и международная финансовая корпорация IFC. Они детально изучали проект. Для инвесторов важно, чтобы он соответствовал всем мировым стандартам. Сегодня эти процедуры на завершающем этапе. Один из банков уже провел совет директоров и одобрил финансирование БАКАД. Ожидается, что в середине сентября такие же согласования пройдут во втором банке. Как только решится финансовый вопрос, начнется фаза активного строительства БАКАД.

- С какого участка начнут строить дорогу?

- Скорее всего, на участке между Талгарской трассой и так называемым Кульджинским трактом.

- Сроки начала строительства несколько раз сдвигались, в последний раз речь шла о том, что оно должно быть закончено в мае 2022 года.

- Мы рассчитываем, что так и произойдет. Консорциум должен успеть, у него есть определенные договорные обязательства. Сроки затягивались из-за вопросов, связанных с финансированием. Но сейчас, как я уже говорил, они должны быть закрыты. Пока консорциум работает за счет своих средств. Параллельно идет снос зданий и сооружений. Выкупом земель и переселением занимался акимат Алматинской области. На сегодняшний день у нас есть госакты на все участки, за исключением одного. По нему идут разбирательства в Верховном суде - владелец не согласен с суммой компенсации, которую ему предложили. Думаю, до конца года ситуация разрешится.

- Тариф на проезд по БАКАД остается прежним?

- Да, 200 тенге для легковых автомобилей, от 280 тенге и выше - для грузовых (сумма будет зависеть от грузоподъемности). Платить нужно будет за заезд, а не за количество километров, которые по БАКАД проехала машина. Льготный проезд по кольцевой дороге предусмотрен только для машин экстренных служб. Окончательный тариф будет утверждаться перед вводом дороги в эксплуатацию. Но он останется примерно таким же, как предлагается сейчас. Эксперты изучали, насколько популярной будет БАКАД, готовы ли люди платить за проезд по ней. Мы понимаем, если стоимость будет высокой, мы можем потерять определенный трафик, ведь есть много альтернативных дорог. Это невыгодно. Поэтому тариф должен быть адекватным.

Есть еще один важный момент. Например, если водитель заезжает в Алматы со стороны Каскелена, ему понадобится примерно полтора часа на то, чтобы добраться до дороги, ведущей в Талгар. По БАКАД этот путь можно будет проехать за 15-20 минут. Это удобно. Думаю, люди будут платить за возможность сэкономить время и бензин.

Многие путают Большую Алматинскую кольцевую автодорогу с Восточной объездной автодорогой (ВОАД) в Алматы. Но это два разных проекта, и люди должны четко их разделять. БАКАД не затрагивает дороги в южной столице. Да, сейчас есть семь выездов на нее со стороны Алматы, власти хотят пробить дороги так, чтобы было еще шесть. Но это не означает, что какие-то дороги в мегаполисе станут платными из-за БАКАД, как думают некоторые. Вопрос о платных дорогах внутри города находится исключительно в компетенции акимата Алматы.

Наша справка

- Большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД) - шестиполосная объездная автомобильная дорога, полукольцо вокруг Алматы протяженностью 66 километров. Она должна разгрузить улицы мегаполиса от транспорта, который проезжает через город транзитом.

- Строит дорогу международный консорциум. Договор о концессии был подписан в 2017 году - с этого момента началась реализация проекта.

- Предполагается, что в день на БАКАД будет заезжать примерно 70 тысяч автомобилей.


Оксана АКУЛОВА, фото предоставлено Сатжаном АБЛАЛИЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть