Президентский педсовет
Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ вчера сообщил, что в течение четырех лет зарплаты школьных учителей возрастут вдвое. Помимо этого педагогов ждут прочие материальные стимулы, снижение нагрузки. О новых подходах в развитии казахстанского образования глава государства рассказал на пленарном заседании августовской конференции.
На фоне возвышенных речей выступавших педагогов весьма прозаичным было выступление учителя начальных классов из Петропавловска Анжелики КАЧКИНОЙ. Молодой специалист, отметила она, может рассчитывать максимум на 97 тысяч тенге, в то время как, будучи студентом, подрабатывая в кафе обычным официантом, он получает 150 тысяч тенге.
- Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, 505 тысяч педагогов с большим нетерпением ждут принятия нового закона (“О статусе педагога”. - Л. Т.). Мы абсолютно уверены, что с вашей поддержкой наша профессия вновь станет уважаемой, - воскликнула учитель, вызвав у своих коллег громкие аплодисменты и одобрительные улыбки.
Реакция президента не заставила себя долго ждать - глава государства тут же высказался о проблеме низкой оплаты труда учителей:
- Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчисляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Заработная плата учителей остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по стране. С этим, конечно, мы мириться не будем! Поэтому поручаю правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования и повышения статуса педагога увеличить зарплату учителей в два раза в течение четырех лет.
Рассказал Касым-Жомарт Токаев и о других нормах законопроекта о статусе педагога, которые, по его мнению, необходимо реализовать:
- Это сокращение нагрузки учителям, гарантия защиты чести и достоинства, материальные стимулы. Важнейшие из них - доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, оплата за степень магистра. Отдельно предусмотрены нормы по установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.
Условия труда педагогов, подчеркнул президент, серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Помимо этого психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования, так как при негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, ведь оценки влияют на рейтинг школы.
- Система оценки нужна, но подходить следует взвешенно и объективно. Тем более следует исключить давление на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования, - возмущенно сказал президент Токаев, поручив правительству принять срочные кардинальные меры по решению перечисленных проблем.
Затронул глава государства тему перехода на 12-летнее образование и трехъязычие:
- В 60 процентах стран мира школьное обучение начинается с шести лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка. Поручаю правительству обеспечить продуманный плавный переход к новой 12-летней модели образования.
Казахский язык, заострил внимание президент, не один из трех языков, а первый и самый главный из них:
- Елбасы говорил, что казахский язык не останется одним из трех языков - он первый, основной, главный язык, таким и останется! Это очень правильная мысль. Поэтому изучение английского языка можно начать со второго-третьего класса либо при согласии родителей - с пятого класса. Считаю это уместным и рациональным. Преподавание естествознания и технических предметов на английском языке необходимо вести с учетом уровня подготовки школ.
Поделился Касым-Жомарт Токаев и своим видением того, как избавиться от вечной проблемы трехсменных школ. По его словам, сегодня из 7014 общеобразовательных школ 128 являются трехсменными, 31 - аварийной. В 2019-2020 годах за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ вместо аварийных, сказал президент.
Глава государства обозначил и такой деликатный вопрос, как образовательное неравенство. Все дети независимо от места проживания или социального статуса их родителей должны иметь доступ к качественному образованию, подчеркнул президент. Он поручил Министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты.
- Акимы областей должны принципиально заняться этим вопросом. Это прямая ответственность - создавать все необходимые условия для наших детей на местах. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов? Поручаю акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей, - дал команду Касым-Жомарт Токаев.
Дал президент несколько назидательных советов по воспитанию детей:
- Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Нашим детям нужно прививать экологическое сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Как это делается, например, в странах Северной Европы.
Ряд задач президент обозначил также в сфере дошкольного образования. По его словам, в негосударственных дошкольных организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует, воспитатели не всегда руководствуются требованиями государственного общеобразовательного стандарта.
- Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях. Поручаю правительству принять все меры, в том числе законодательные, чтобы обеспечить высокое качество дошкольного обучения и воспитания. Считайте, что это приоритетная задача, - распорядился Касым-Жомарт Токаев.
Президент рассказал также о мерах, необходимых для повышения качества высшего образования.
- Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации, - сказал Касым-Жомарт Кемелевич, поручив правительству детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям.
- Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам. К примеру, из-за требования по соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штаты, - указал на проблему Токаев.
В завершение выступления президент отметил, что все поставленные им задачи будут отражены в госпрограмме развития образования и науки, которую сейчас готовит правительство.
На конференции с идеями о совершенствовании сферы образования выступил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. МОН планирует внедрить электронное Единое национальное тестирование, исключающее возможность списывания, когда за процессом сдачи экзамена будет следить компьютерная видеоаналитическая система.
Еще одним важным решением министра является повсеместный переход на пятидневку, включая учителей.
- Дети учатся пять дней, а учителя должны приходить в субботу. Конечно, есть регионы, где это не так. Но у нас должен быть единый подход. Если школа перешла на пятидневку, то учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение. Учителя смогут провести его дома со своими детьми, - заявил глава МОН.
Помимо этого министр обратил внимание на платные олимпиады в школах:
- Бывают интернет-олимпиады, когда платят деньги, распечатывают задания, идут домой и всей семьей решают. Потом занимают места. Насколько это правильно и нужно? Платных олимпиад в школе в таком количестве и формате, который есть сейчас, не должно быть. Олимпиады и конкурсы нужны, но здесь будет четкая регламентация со стороны МОН, - предупредил Асхат Аймагамбетов.
А теперь новость для родителей первоклашек: МОН вернет в учебную программу старый добрый “Ѕліппе”, или “Букварь”.
- Я видел несколько видов букваря, и многие из них нелогичны. Мы не будем изобретать ничего нового и вернем букварь, основанный на методологии Ахмета БАЙТУРСЫНОВА. Мы посмотрели несколько вариантов (букварей. - Л. Т.) - логики нет абсолютно! - заявил министр.
Асхат Аймагамбетов также подверг критике существующую сегодня систему оценивания учащихся:
- Школы допускают проведение в день по 6-7 СОЧ (суммативное оценивание за четверть. - Л. Т.), что недопустимо. Проводят в большинстве школ формативное оценивание, несмотря на то, что мы проводим много обучающих курсов. Ребенок получает в течение определенного времени “жарайсын” или смайлики - и вдруг получает совсем не ту оценку, на которую рассчитывает.
Идея формативного оценивания была совсем другая, отметил министр.
- Мы должны были показывать прогресс учащихся, его западающие зоны, где у него хорошо, а где ему нужно поработать. К сожалению, у нас эта часть остается нереализованной. Задачи для СОР и СОЧ учителя должны научиться составлять самостоятельно. А то сегодня они берут готовые на сайте. К этому привыкли и родители, и дети. Они дома скачивают, готовятся к СОЧ, чуть ли не наизусть учат ответы, потом приходят в школу, пишут СОЧ, получают хорошую оценку. Все довольны, а объективной оценки знаний нет, - заключил главный педагог страны.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайта rus.azattyq.org, Нур-Султан