4447

Президентский педсовет

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ вчера сообщил, что в течение четырех лет зарплаты школьных учителей возрастут вдвое. Помимо этого педагогов ждут прочие материальные стимулы, снижение нагрузки. О новых подходах в развитии казахстанского образования глава государства рассказал на пленарном заседании августовской конференции.

Президентский педсовет

На фоне возвышенных речей выступавших педагогов весьма прозаичным было выступ­ление учителя начальных классов из Петропавловска Анжелики КАЧКИНОЙ. Молодой специалист, отметила она, может рассчитывать максимум на 97 тысяч тенге, в то время как, будучи студентом, подрабатывая в кафе обычным официантом, он получает 150 тысяч тенге.

- Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, 505 тысяч педагогов с большим нетерпением ждут принятия нового закона (“О статусе педагога”. - Л. Т.). Мы абсолютно уверены, что с вашей поддержкой наша профессия вновь станет уважаемой, - воскликнула учитель, вызвав у своих коллег громкие аплодисменты и одобрительные улыбки.

Реакция президента не заставила себя долго ждать - глава государства тут же высказался о проблеме низкой оплаты труда учителей:

- Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчис­ляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Заработная плата учителей остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по стране. С этим, конечно, мы мириться не будем! Поэтому поручаю правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования и повышения статуса педагога увеличить зарплату учителей в два раза в течение четырех лет.

Рассказал Касым-Жомарт Токаев и о других нормах законопроекта о статусе педагога, которые, по его мнению, необходимо реализовать:

- Это сокращение нагрузки учителям, гарантия защиты чести и достоинства, материальные стимулы. Важнейшие из них - доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, оплата за степень магистра. Отдельно предусмотрены нормы по установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.

Условия труда педагогов, подчеркнул президент, серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контро­лирующих структур. Помимо этого психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования, так как при негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, ведь оценки влияют на рейтинг школы.

- Система оценки нужна, но подходить следует взвешенно и объективно. Тем более следует исключить давление на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования, - возмущенно сказал президент Токаев, поручив правительству принять срочные кардинальные меры по решению пере­численных проблем.

Затронул глава государства тему перехода на 12-летнее образование и трехъязычие:

- В 60 процентах стран мира школьное обучение начинается с шести лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка. Поручаю правительству обеспечить продуманный плавный переход к новой 12-летней модели образования.

Казахский язык, заострил внимание президент, не один из трех языков, а первый и самый главный из них:

- Елбасы говорил, что казахский язык не останется одним из трех языков - он первый, основной, главный язык, таким и останется! Это очень правильная мысль. Поэтому изучение английского языка можно начать со второго-третьего класса либо при согласии родителей - с пятого класса. Считаю это уместным и рациональным. Преподавание естествознания и технических предметов на английском языке необходимо вести с учетом уровня подготовки школ.

Поделился Касым-Жомарт Токаев и своим видением того, как избавиться от вечной проблемы трехсменных школ. По его словам, сегодня из 7014 общеобразовательных школ 128 являются трехсменными, 31 - аварийной. В 2019-2020 годах за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ вместо аварийных, сказал президент.

Глава государства обозначил и такой деликатный вопрос, как образовательное неравенство. Все дети независимо от места проживания или социального статуса их родителей должны иметь доступ к качественному образованию, подчеркнул президент. Он поручил Министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты.

- Акимы областей должны принципиально заняться этим вопросом. Это прямая ответственность - создавать все необходимые условия для наших детей на местах. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов? Поручаю акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей, - дал команду Касым-Жомарт Токаев.

Дал президент несколько назидательных советов по воспитанию детей:

- Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Нашим детям нужно прививать экологическое сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Как это делается, например, в странах Северной Европы.

Ряд задач президент обозначил также в сфере дошкольного образования. По его словам, в негосударственных дошкольных организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует, воспитатели не всегда руководствуются требованиями государственного общеобразовательного стандарта.

- Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях. Поручаю правительству принять все меры, в том числе законодательные, чтобы обеспечить высокое качество дошкольного обучения и воспитания. Считайте, что это приоритетная задача, - распорядился Касым-Жомарт Токаев.

Президент рассказал также о мерах, необходимых для повышения качества высшего образования.

- Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации, - сказал Касым-Жомарт Кемелевич, поручив правительству детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям.

- Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам. К примеру, из-за требования по соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штаты, - указал на проблему Токаев.

В завершение выступления президент отметил, что все поставленные им задачи будут отражены в гос­программе развития образования и науки, которую сейчас готовит правительство.

На конференции с идеями о совершенствовании сферы образования выступил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. МОН планирует внедрить электронное Единое национальное тестирование, исключающее возможность списывания, когда за процессом сдачи экзамена будет следить компьютерная видео­аналитическая система.

Еще одним важным решением министра является повсеместный переход на пятидневку, включая учителей.

- Дети учатся пять дней, а учителя должны приходить в субботу. Конечно, есть регионы, где это не так. Но у нас должен быть единый подход. Если школа перешла на пятидневку, то учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение. Учителя смогут провести его дома со своими детьми, - заявил глава МОН.

Помимо этого министр обратил внимание на платные олимпиады в школах:

- Бывают интернет-олимпиады, когда платят деньги, распечатывают задания, идут домой и всей семьей решают. Потом занимают места. Насколько это правильно и нужно? Платных олимпиад в школе в таком количестве и формате, который есть сейчас, не должно быть. Олимпиады и конкурсы нужны, но здесь будет четкая регламентация со стороны МОН, - предупредил Асхат Аймагамбетов.

А теперь новость для родителей первоклашек: МОН вернет в учебную программу старый добрый “Ѕліппе”, или “Букварь”.

- Я видел несколько видов букваря, и многие из них нелогичны. Мы не будем изобретать ничего нового и вернем букварь, основанный на методологии Ахмета БАЙТУРСЫНОВА. Мы посмотрели несколько вариантов (букварей. - Л. Т.) - логики нет абсолютно! - заявил министр.

Асхат Аймагамбетов также подверг критике существующую сегодня систему оценивания учащихся:

- Школы допускают проведение в день по 6-7 СОЧ (суммативное оценивание за четверть. - Л. Т.), что недопустимо. Проводят в большинстве школ формативное оценивание, несмотря на то, что мы проводим много обучающих курсов. Ребенок получает в течение определенного времени “жарайсын” или смайлики - и вдруг получает совсем не ту оценку, на которую рассчитывает.

Идея формативного оценивания была совсем другая, отметил министр.

- Мы должны были показывать прогресс учащихся, его западающие зоны, где у него хорошо, а где ему нужно поработать. К сожалению, у нас эта часть остается нереализованной. Задачи для СОР и СОЧ учителя должны научиться составлять самостоятельно. А то сегодня они берут готовые на сайте. К этому привыкли и родители, и дети. Они дома скачивают, готовятся к СОЧ, чуть ли не наизусть учат ответы, потом приходят в школу, пишут СОЧ, получают хорошую оценку. Все довольны, а объективной оценки знаний нет, - заключил главный педагог страны.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайта rus.azattyq.org, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть