6565

ЛРТ: дёшево и вкусно

Скандальный проект легкорельсового транспорта в Нур-Султане сократили на 1,2 млрд долларов. Власти предусмотрели, чтобы на станциях подавали самые вкусные в столице кофе и сэндвичи, чтобы хоть как-то компенсировать будущие субсидии государства на поддержание работы наземного метро. Об этом вчера в правительстве сообщили чиновники.

ЛРТ: дёшево и вкусно

Над проектом стоимостью в 1,8 млрд долларов покумекал столичный акимат и придумал: сократить количество поездов с 19 до 12 единиц, а число остановок - с 18 до 11, оптимизировать пешеходные и подземные переходы, а также увеличить интервал между поездами с 3 до 10 минут. Это сэкономит бюджету 150 млн долларов. А еще с китайскими подрядчиками ведутся переговоры о включении налогов в цену контракта. Это снизит расходы проекта еще на 200 миллионов долларов.

Еще 800 млн долларов бюджет сэкономит за счет отказа от китайского займа. Китайский Банк развития должен был выдать Казахстану 1,8 млрд долларов на строительство ЛРТ, а через 20 лет Казахстан обязан был вернуть уже 2,6 млрд долларов с учетом процентов. В итоге “экономия от первоначального плана составила 1,2 млрд долларов: более 800 млн долларов сэкономлено по обслуживанию займа и 350 млн долларов - на строительно-монтажных работах”. Таким образом, окончательная стоимость проекта будет не 1,8 млрд, а менее 1,5 млрд долларов, объявил аким Нур-Султана Алтай КУЛЬГИНОВ (на снимке) на пресс-конференции в правительстве.

Он отметил, что решено занять деньги внутри страны сроком на 5 лет. В числе кандидатов-кредиторов рассматриваются наши банки второго уровня, среди них прозвучал Халык банк.

Мы поинтересовались, не станет ли усеченный вариант жалким подобием изначального проекта.

- Нет, он не станет жалкой пародией. С ростом пассажиропотока у нас всегда будет техническая возможность открыть дополнительные станции! И что касается эксплуатационных расходов, мы сейчас прорабатываем, чтобы на наших станциях была возможность получать кроме доходов от перевозки пассажиров и прочие доходы, тем самым снижая субсидии государства. Как в Сингапуре и Дубае, на наших станциях должен быть самый лучший кофе и самые лучшие сэндвичи! Станции должны стать местом свиданий, местом приятного времяпровождения! Там будет самый скоростной Wi-Fi, там будет и ретейл, прачечная и другие услуги! Едешь на работу - взял кофе, бутерброд, сдал вещи в стирку, то есть будут все условия для пассажиров! - вдохновенно поведал гендиректор ТОО “Дирекция по строительству LRT” Адельша ЕРМУХАНОВ (на снимке).

Кроме того, акимат предусматривает возможность прохождения регистрации на авиа­рейс прямо в здании “Абу-Даби Плаза” (одна из станций ЛРТ), а в перспективе - на вокзале “Нурлы жол” и на станции у EXPO, чтобы не создавать толчею в аэропорту и неудобства пассажирам.

Откуда власти возьмут прог­нозируемый пассажиропоток между аэропортом и новым вокзалом в 146 тысяч человек, если сегодня он составляет всего две тысячи? По этому поводу возмущался глава государства на расширенном совещании в правительстве. И каким бременем на бюджет ляжет ЛРТ после запуска?

- Мы подсчитали, что на первых порах на ЛРТ будут ездить как минимум несколько десятков тысяч человек. После того как маршрут накатается и с учетом роста населения (а согласно генплану численность граждан на участках вдоль маршрута линии ЛРТ превысит 500 тысяч человек к 2030 году), мы уверены, что тот пассажиропоток, который по ТЭО заявлялся, в ближайшие годы придет! По окупаемости во всем мире общественный транспорт субсидируется от 30 до 70 процентов расходной части. Не будет исключением и наземное метро в Нур-Султане. Но мы работаем над внебилетными доходами - реклама, вендинги и все остальное, на чем мир зарабатывает, - высказался глава “Астана LRT” Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ (на снимке), который отметил, что за счет субсидий проезд на ЛРТ вряд ли превысит стоимость билета в обычных автобусах.

Кстати, его предшественник Талгат АРДАН, при котором и начали строить ЛРТ, объявлен в международный розыск. Напомним, следователи в прошлом году выявили, что пять лет назад из бюджетных средств “Астана LRT” перечислили более 300 млн тенге на счет одной из подрядных организаций, превысив действующий лимит на 125 млн тенге.

- В отношении бывшего председателя правления ТОО “Астана LRT” Талгата Ардана следователями департамента Нацбюро по противодействию коррупции возбуждено уголовное дело, направлено ходатайство на содержание под стражей. Заочное решение суда есть. Он объявлен в международный розыск, сейчас Интерпол этим вопросом занимается. А кто придумал ЛРТ - ну это с 2008 года история идет, - пожал плечами Игенбердинов.

Талгат Ардан.

Напомним, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручал разобраться с лицами, которые предложили проект ЛРТ.

Свернуть проект - этот вариант акиматом и правительством даже не рассматривался, несмотря на бурные призывы в обществе остановить строительство и отправить на переработку бетонные опоры.

- Смотрите, проведена очень большая работа! 313 млн долларов было уже потрачено, 100 с лишним километров только электрических инженерных сетей вынесено и свыше 60 километров других инженерных сетей: канализация, водопровод и т.д.! Второе, и самое главное, - это международные обязательства, то есть контракт подписан (с консорциумом китайских компаний), и стороны должны выполнять свои обязательства! - с суровым видом фатальной неотвратимости произнес столичный аким.

Сравнения нур-султановского ЛРТ с другими проектами в мире, которые появляются в интернете, возмущают наших менеджеров.

- Мы строим надземное метро и должны сравнивать со стоимостью только аналогичных наземных метро! Вот давайте сравним стоимость затрат на километраж ЛРТ в других странах: в Дубае это 150 млн долларов на один километр; в Оттаве, где точно такая же зима и снегопады, как у нас, - 120 млн долларов. А у нас с таким же уровнем комфорта и автоматизации, как в Дубае, - это 68 млн долларов на один километр! Где вы видите высокую стоимость? И если наши доморощенные эксперты начинают сравнивать с другими проектами ЛРТ, то это на самом деле трамвай, который ходит по улице, он стоит на светофоре, его линии пересекают и велосипедисты, и пешеходы, и автомобили! А наши поезда будут полностью ходить по эстакаде, это будет внеуличный транспорт. Наши поезда будут ходить без машинистов и управляться автоматизированно из центра! - со всей страстью поставил точку гендиректор дирекции по строительству ЛРТ Ермуханов.

Тогжан ГАНИ, фото автора и с сайта elordainfo.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть