2076

В Нур-Султане и Алматы в минувшее воскресенье прошли санкционированные митинги

Глас вопиющих
В Нур-Султане митинговали не хуже, чем в Алматы.

В столице санкционированное акиматом собрание общественности на свежем воздухе охраняли меньше 10 полицейских, которым не пришлось встревать в акции. Единственное “противоборство” случилось на сцене, где участники выхватывали друг у друга микрофон.

Организаторы согласованной демонстрации въехали в парк на пересечении улиц Пушкина и Кудайбердиулы в 11 часов утра на старом КамАЗе, на кузове которого и устроили сцену, повесив транспарант, установив колонки и техническое оборудование. Всем руководил глава экологического альянса “Байтақ-Болашақ” Азаматхан АМИРТАЙ.

Мероприятие началось с минуты молчания в память о погибших во время ЧП в Арыси. Затем подходившие к микрофону оглашали самые разные требования - от протеста строительству атомной элект­ростанции в Казахстане и продаже земель сельхозназначения иностранцам до призывов выдать жилье многодетным семьям, решить проблемы дольщиков и перестать мешать работе независимых профсоюзов. Всем выступавшим давали по четыре минуты.

Лозунги общего характера были и в руках протестантов: “Язык Единство - Страна Единство!”, “Нет АЭС!”, “Избавиться от взяточничества”, “Судьба земли - судьба страны”, “Молодежи - работу и квартиры”.

Митинг собрал не более 100 человек, причем треть из них были журналисты. Демонстрация проходила безмятежно, шум и возня возникали иногда лишь на кузове КамАЗа, когда спикеры пытались забрать друг у друга микрофон. Инициатор митинга Азаматхан Амиртай просил не нарушать регламента, а объединиться ради реформ.

В сторонке все это время скучали несколько полицейских, которые от безделья пялились в свои смартфоны.

В самом конце выступавшие приняли резолюцию, которую организаторы обещали отправить президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ. В ней предлагается создать народную комиссию по выработке предложений конституционной реформы, учредить однопалатный парламент, изменить законы о выборах и референдуме, политических партиях и мирных митингах, обеспечить прозрачность использования денег пенсионного фонда, списать ипотечные кредиты на единственное жилье социально уязвимых категорий населения, установить ипотечные выплаты не выше 6 процентов годовых во всех банках и не допустить строительства АЭС.

Митинг завершился по расписанию, ровно в 13.00, после чего люди мирно разошлись. Некоторые граждане направились к зам­начальника департамента полиции Нур-Султана Бахытжану МАЛЫБАЕВУ, дежурившему неподалеку.

- Видите, мы показали свою культурность, нет никаких поводов нас задерживать! Вы сегодня даже отдыхали. Если бы и дальше разрешались такие митинги, вся полиция бы отдыхала! - выдал один из жителей столицы.

- Правильно, потому что вы взяли разрешение у акимата. И действительно, все культурно и вежливо вовремя разошлись. Сегодня от полиции было всего шесть человек, включая меня, - любезно ответил Малыбаев.

Еще один мирный митинг в тот день устроили представители власти: акимат выдал партии Nur Otan разрешение провести его в популярном парке “Жеруйык” в центре столицы.

Выходившие на сцену партийцы, депутаты парламента и известные общественные деятели в джинсах и спортивных кофтах дружно выступили против попыток дестабилизации и провокаций в Казахстане и главного их зачинщика Мухтара АБЛЯЗОВА.

- Мы не позволим тем, кто сидит за границей, создавать панику в нашей стране. Мы защитим Родину! Мы должны быть едины! - призвал зевак ветеран войны в Афганистане Халық Қаһарманы Бахытжан ЕРТАЕВ.

- Что стоят слова этого лжеполитика, который проходит фигурантом по уголовным делам в 12 странах мира?! Что, весь мир с ума сошел?! Задуматься нужно над этим, - наставлял депутат Павел КАЗАНЦЕВ.

Нуротановцы призывали поддерживать социальные программы государства и сохранять единство страны.

- Аблязов говорит, что обеспокоен положением дел в Казахстане. Но если он действительно хочет делать что-то хорошее, дал ли он хоть копейку, когда произошла трагедия в городе Арыси? Помог ли он пострадавшим хоть чем-нибудь? Конечно нет! Поэтому мы не можем сеять раздор в стране и поддаваться на наглые провокации, - отметил мажилисмен Бахытбек СМАГУЛ.

К трибуне выходили и простые люди, например, машинист-инс­труктор столичного депо Владимир УЛЬЯНЕНКО напомнил о главной ценности страны - о мире и дружбе в Казахстане.

Общим лозунгом стала фраза “Мы - вместе!”. Митинг партии власти оказался самым многочисленным в городе - на него пришло около 1500 человек.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан

***

Инициатором митинга в Алматы выступил юрист Альнур ИЛЬЯШЕВ, который добивался разрешения властей на проведение подобной акции с прошлого года. Акцию сразу же окрестили “митингом о митингах”, ибо темой его была выбрана гарантируемая Конституцией свобода мирных собраний.

30 июня сквер за кинотеатром “Сарыарка”, где по традиции проводятся подобные мероприятия, был со всех сторон оцеплен полицией, которая, впрочем, ни во что не вмешивалась, а лишь наблюдала со стороны.

Вокруг места проведения митинга то ли усилиями властей, то ли по инициативе самих горожан, испугавшихся возможных беспорядков, образовалась некая “зона отчуждения”: расположенный рядом Family Park был закрыт якобы на дезинсекцию, базар “Сарыарка” не работал, а близлежащие магазинчики торговали через решетку.

А в самом сквере в обозначенное время собрались, по разным оценкам, от 300 до 500 человек. Были тут представители движения “Оян, Казахстан!” и ипотечники, инициативная группа “Защитим Кок-Жайлау” и национал-патриоты, феминистки, отдельные граж­данские активисты, просто неравнодушные граждане, среди которых львиную долю составляла молодежь. Площадка у памятников вождям советской эпохи пестрела множеством плакатов с надписями на трех языках, среди которых попадались весьма интересные: “Это мой первый митинг. Надеюсь, не последний” или “Ни бога, ни мужа, ни хана”. За два часа, что шел митинг, выступить успело порядка 50 человек, которые вещали с грузовика, заменившего участникам сцену.

Спикеры несколько раз акцентировали внимание на политических, экономических, социальных, экологических проблемах вроде протеста против строительства АЭС в Казахстане, но Альнур Ильяшев и другие члены оргкомитета мягко напоминали о теме митинга, так как за отклонение от нее им могло грозить административное наказание. В итоге большинство выступ­лений все-таки касалось свободы мирных собраний.

- Если это воля людей, если это мирный митинг, то мы имеем право собираться в любое время и в любом месте, - пылко начала свой спич активистка Ася ТУЛЕСОВА, весной этого года отсидевшая 15 суток за плакат, развернутый на алматинском марафоне. - И никто не имеет права нам это запрещать! Сейчас нас пытаются разделить, говорят, что кто-то проплачен кем-то, что меня купили или купили моих друзей. Но даже если мы друг друга не очень хорошо понимаем и у нас чуть-чуть разная повестка, если мы хотим качественных перемен, нам нужно поддерживать друг друга!

Бурные овации также сорвала эмоциональная речь блогера Самата ДЖАМАЕВА:

- Я муж и отец, и это единственная причина, почему я сегодня здесь. Я хочу жить в нормальной стране, где моим детям не будут угрожать произвол судебной системы, беспредел или слишком активные действия силовиков. Я хочу жить в нашей свободной стране. Именно поэтому я сегодня здесь, и именно поэтому я требую перемен!

Под занавес митинга его участники практически единогласно приняли резолюцию, в которой выдвинули ряд требований, в том числе отменить решение городского маслихата от 2005 года, в соответствии с которым акимат разрешает организовывать митинги только за “Сарыаркой”, изменить разрешительный порядок проведения мирных собраний на уведомительный, прекратить разгонять участников мирных митингов под предлогом того, что они несанкционированные, и т.д. Кроме того, резолюция содержала требования об изменении законодательства о политических партиях (упрощение процедуры регистрации партий) и о выборах (восстановление мажоритарной избирательной системы и отмена требования о наличии пятилетнего стажа госслужбы к кандидатам в президенты).

А завершилось действие исполнением гимна Казахстана.

- Власть поняла, что дальше затыкать людям рот нельзя, - сказал после окончания митинга Альнур Ильяшев. - Конечно, у нас есть желание и дальше проводить митинги, тем очень много. Но мы хотим это делать не через разрешение, а через уведомительный порядок. У нас исключительно мирный путь, в рамках законов. Мы должны двигаться дальше, наш общий интерес - быть процветающим государством и обществом!

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть