5415

Уроки арифметики

Депутаты безжалостно разоблачили практикуемые Министерством образования и науки методы внедрения трехъязычного обучения

Уроки арифметики

Как выяснилось, языковые курсы прошли менее 7 тысяч учителей и все они ежемесячно получают за это доплату - 35 тысяч тенге. Однако полностью ведут свои предметы на английском языке лишь 818 педагогов. Где прозрачность? Где справедливость? Эти далеко не праздные вопросы парламентариев буквально загнали в тупик главу Минобрнауки Куляш ШАМШИДИНОВУ на пленарном заседании мажилиса, на котором обсуждали исполнение респуб­ликанского бюджета за 2018 год.

О том, как МОН внедряет трехъязычие, поведала мажилисвумен Джамиля НУРМАНБЕТОВА. По ее словам, из 6740 учителей-предметников, имеющих сертификаты о прохождении языковых курсов и получающих соответствующую доплату, только 818 полностью ведут занятия на английском языке.

Куляш Шамшидинова не стала отрицать этот факт и отметила, что занятия на английском языке в формате полного погружения ведутся только в 352 школах:

- Изначально было принято решение, что доплата у всех будет одинаковая. Учителям уже платят, и в середине учебного года этот процесс не можем остановить. Этот вопрос сейчас изучаем, мы хотим внести четкое и ясное понимание, кому доплата должна идти, а кому нет.

- А что там обсуждать? - вмешался председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН (на снимке). - Пока вы обсуждаете, 1,6 млрд тенге уже заплатили! Получается, вы доплачиваете не за знание языка, а за бумажку формата А4 под названием “Сертификат”! Напрашивается вывод, что нивелируется степень владения языком учителей. Откровенно говоря, понятно, почему это делается. Это позволяет вам просто улучшить показатели в отчетах стратегического плана. Что тут наводить? Издайте свой приказ: если несоответствие - значит платить не надо, это и будет стимул для учителей!

Но несправедливость в начислении зарплаты - полбеды. Недоумение вызывают и статистические данные. Их сопоставила депутат Ирина СМИРНОВА:

- Согласно отчету правительства в 2018 году языковые курсы прошли 18 902 педагога, или 54,5 процента от общей потребности в учителях-предметниках. На запрос депутатов в рамках подготовки к правительственному часу МОН официально представило другие цифры - 11 423 человека, или 32,9 процента. Почему в официальных данных министерства один и тот же показатель представлен разными цифрами?

Расхождения в статданных министр объяснила тем, что продолжительность курсов плавающая - сначала они длятся три месяца, а на следующий год учителя продолжают учебу в течение шести месяцев:

- Одни и те же люди, просто объем курсов был длинный, поэтому такие цифры. 18 902 по каждому году выходит, когда добавляешь, а на самом деле прошли обучение 11 423 человека.

Но объяснения министра не убедили главу палаты. Ссылаясь на данные Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, он заявил, что расходы на образование составляют сегодня почти 17 процентов от всего госбюджета - это более 2 трлн тенге.

- То есть деньги есть! Программы есть. А вопросы остаются. И не только у депутатского корпуса, но и у общественности, - с укоризной сказал Нурлан Нигматулин.

Досталось на орехи и председателю комитета государственных доходов Министерства финансов Марату СУЛТАНГАЗИЕВУ. Оказывается, комитет не исполняет приказы самого главы Минфина! Это стало ясно после того, как депутат Серик КУСАИНОВ поднял вопрос об авансовых платежах. По его словам, в прошлом году они выросли на 111 млрд тенге по сравнению с 2017 годом. И это при том, что первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан СМАИЛОВ издал приказ о запрете авансовых платежей.

- Откровенно говоря, только под нажимом депутатского корпуса и настойчивости Счетного комитета был сделан этот приказ министра, - сделал ремарку Нигматулин и процитировал содержание приказа: - “Территориальным органам государственных доходов исключить практику исполнения доходной части бюджета за счет авансовых платежей по налогам”. Но, несмотря на этот приказ, авансовые платежи выросли!

Спикер мажилиса настоятельно порекомендовал главе комитета менять методику работы и переходить к международному стандарту ОЭСР:

- Вы почему не исполняете приказ министра? Сейчас будете рассказывать, что бизнес вас взял за горло и требует авансовых изъятий. Вы берете их, потому что налоговым органам нужно выполнить плановые показатели. Вот и весь ответ. Я, готовясь к заседанию, переговорил со всеми крупными организациями. Все говорят: как в советские времена от роста брали, налоговики так и работают.

Председателю комитета госдоходов ничего не оставалось, как согласиться со всеми замечаниями и пообещать все исправить.

- Конечно, нужно заниматься! 1250 предприятий введено по госпрограмме индустриально-инновационного развития, по отчетам Счетного комитета свыше 120 тысяч рабочих мест создано. Налоговики продолжают работать по той же привычной методике. Из 1 трлн 755 млрд тенге корпоративного дохода, собранного в прошлом году, 203 млрд - авансовая переплата. Что ты за монстр такой, министра не слушаешь?! Приказ сделал министр - исполняй! - поставил жирную точку Нигматулин.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть