Залили до краёв
На отечественном топливном рынке ситуация складывается как нельзя лучше: в стране избыток бензина. Есть ли перспективы у Казахстана на экспорт горюче-смазочных материалов?
Протокол к казахстанско-российскому соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов ратифицирован, внутри государств выполнены все необходимые процедуры. Возможно, главная часть межправительственного соглашения - отмена запрета на экспорт казахстанских светлых нефтепродуктов за пределы Евразийского союза. Если посмотреть на текущую ситуацию на внутреннем рынке ГСМ, открывшиеся границы для Казахстана очень кстати.
Знакомьтесь: профицит
Впервые за 30-летнюю историю независимого Казахстана на внутреннем рынке профицит ГСМ. Переизбыток: нефтеперерабатывающие заводы производят больше, чем потребляют население и промышленность. В конце 2018 года завершилась модернизация трех НПЗ. Мощность переработки, как отмечают эксперты информационно-аналитического центра нефти и газа, увеличилась с 14,5 до 16,5 млн тонн нефти в год, а доля светлых сортов нефтепродуктов - до 65 процентов. В 2011 году, к примеру, доля светлых сортов (бензина, авиатоплива, дизельного топлива и т. п.) составляла 53 процента.
При этом качество продукции НПЗ доведено до современных экологических стандартов К4 - К5, что соответствует требованиям технического регламента ЕАЭС. В Атырау открыт новый комплекс производства ароматических углеводородов, выпускают бензол и параксикол. Эти продукты имеют высокую добавленную стоимость и пользуются спросом на мировом рынке. Углеводороды, к примеру, охотно закупают Россия, Китай, Корея и Япония.
Шаг за шагом
Надо отметить, что модернизация казахстанским НПЗ далась нелегко. Начался процесс в 2011 году, когда мировые цены на нефть были на пике. Однако с середины 2014 года упавшие котировки сделали добычу и переработку нефти экономически малопривлекательными. Правительству пришлось принять меры для поддержания стабильности внутреннего рынка. Недропользователей обязали обеспечивать поставки на НПЗ в полном объеме.
Для поддержки социально значимых секторов экономики перед нефтяниками поставили ряд задач:
- государство установило предельные розничные цены на социально значимые виды нефтепродуктов;
- замораживание цен на мазут в период проведения осенне-зимних отопительных сезонов;
- для посевных и уборочных работ дизельное топливо предоставлялось со скидкой до 20 процентов;
- обеспечение прямых поставок авиатоплива для гражданской авиации.
Новая жизнь НПЗ
Увеличенные мощности заводов качественно отразились на внутреннем рынке ГСМ. Объем производства дизтоплива позволил закрыть привычный сезонный дефицит, существенно снизил закуп импортного авиакеросина, а ценники на АЗС более не зависят от поставок бензина из-за границы.
Казахстанские ГСМ вытеснили импортные российские, что сразу же привело к снижению цен на горючее. Кстати, эксперты уже отмечают конкурентную борьбу между владельцами АЗС, для населения она должна проявиться в снижении цен на топливо и улучшении сервиса.
Итак, по данным ИА “Аргус Рынок Каспия”, бензин АИ-92 за год подешевел на 8 процентов (со 164 до 150 тенге за литр), а цена на авиатопливо упала сразу на 21 процент (с 266 500 до 210 000 тенге за тонну). И сегодня цены на нефтепродукты в республике одни из самых низких в мире. Анализ, проведенный экспертами сайта globalpetrolprices.com, показывает, что стоимость литра бензина в Казахстане ($0,47) ниже, чем в России ($0,68), Кыргызстане ($0,61) или Узбекистане ($0,54). В крупных странах - экспортерах нефти ценники также высоки: США ($0,79), Саудовская Аравия ($0,54), ОАЭ ($0,57).
Внутренние интересы
Впрочем, несмотря на радужные перспективы, в приоритете у недропользователей остался внутренний потребитель. Кстати, в СМИ часто обсуждается вопрос: какую пользу получают казахстанцы от запасов нефти? Недропользователи отвечают низкими ценами на нефтепродукты (и, к слову, на социально значимые продукты). Профицит ГСМ, по мнению отечественных экспертов, напрямую ускорит развитие всех отраслей экономики республики, что позитивно скажется на уровне жизни всех граждан. А дефицит топлива, скачки цен на горючее уйдут в прошлое…
Сергей САДЫКОВ, Алматы