1260

Залили до краёв

На отечественном топливном рынке ситуация складывается как нельзя лучше: в стране избыток бензина. Есть ли перспективы у Казахстана на экспорт горюче-смазочных материалов?

Залили до краёв
Фото: infinica.ru

Протокол к казахстанско-российскому соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов ратифицирован, внутри государств выполнены все необходимые процедуры. Возможно, главная часть межправительственного соглашения - отмена запрета на экспорт казахстанских светлых нефтепродуктов за пределы Евразийского союза. Если посмотреть на текущую ситуацию на внутреннем рынке ГСМ, открывшиеся границы для Казахстана очень кстати.

Знакомьтесь: профицит

Впервые за 30-летнюю историю независимого Казахстана на внут­реннем рынке профицит ГСМ. Переизбыток: нефтеперерабатывающие заводы производят больше, чем потребляют население и промышленность. В конце 2018 года завершилась модернизация трех НПЗ. Мощность переработки, как отмечают эксперты информационно-аналитического центра нефти и газа, увеличилась с 14,5 до 16,5 млн тонн нефти в год, а доля светлых сортов нефтепродуктов - до 65 процентов. В 2011 году, к примеру, доля светлых сор­тов (бензина, авиатоплива, дизельного топлива и т. п.) составляла 53 процента.

При этом качество продукции НПЗ доведено до современных экологических стандартов К4 - К5, что соответствует требованиям технического регламента ЕАЭС. В Атырау открыт новый комплекс производства ароматических углеводородов, выпускают бензол и параксикол. Эти продукты имеют высокую добавленную стоимость и пользуются спросом на мировом рынке. Углеводороды, к примеру, охотно закупают Россия, Китай, Корея и Япония.

Шаг за шагом

Надо отметить, что модернизация казахстанским НПЗ далась нелегко. Начался процесс в 2011 году, когда мировые цены на нефть были на пике. Однако с середины 2014 года упавшие котировки сделали добычу и переработку нефти экономически малопривлекательными. Правительству пришлось принять меры для поддержания стабильности внутреннего рынка. Недропользователей обязали обеспечивать поставки на НПЗ в полном объеме.

Для поддержки социально значимых секторов экономики перед нефтяниками поставили ряд задач:

- государство установило предельные розничные цены на социально значимые виды нефтепродуктов;

- замораживание цен на мазут в период проведения осенне-зимних отопительных сезонов;

- для посевных и уборочных работ дизельное топливо предоставлялось со скидкой до 20 процентов;

- обеспечение прямых поставок авиатоплива для гражданской авиации.

Новая жизнь НПЗ

Увеличенные мощности заводов качественно отразились на внут­реннем рынке ГСМ. Объем производства дизтоплива позволил закрыть привычный сезонный дефицит, существенно снизил закуп импортного авиакеросина, а ценники на АЗС более не зависят от поставок бензина из-за границы.

Казахстанские ГСМ вытеснили импортные российские, что сразу же привело к снижению цен на горючее. Кстати, эксперты уже отмечают конкурентную борьбу между владельцами АЗС, для населения она должна проявиться в снижении цен на топливо и улучшении сервиса.

Итак, по данным ИА “Аргус Рынок Каспия”, бензин АИ-92 за год поде­шевел на 8 процентов (со 164 до 150 тенге за литр), а цена на авиа­топливо упала сразу на 21 процент (с 266 500 до 210 000 тенге за тонну). И сегодня цены на неф­тепродукты в республике одни из самых низких в мире. Анализ, проведенный экспертами сайта globalpetrolprices.com, показывает, что стоимость литра бензина в Казахстане ($0,47) ниже, чем в России ($0,68), Кыргызстане ($0,61) или Узбекистане ($0,54). В крупных странах - экспортерах нефти ценники также высоки: США ($0,79), Саудовская Аравия ($0,54), ОАЭ ($0,57).

Внутренние интересы

Впрочем, несмотря на радужные перспективы, в приоритете у недропользователей остался внутренний потребитель. Кстати, в СМИ часто обсуждается вопрос: какую пользу получают казахстанцы от запасов нефти? Недропользователи отвечают низкими ценами на нефтепродукты (и, к слову, на социально значимые продукты). Профицит ГСМ, по мнению отечественных экспертов, напрямую ускорит развитие всех отрас­лей экономики республики, что позитивно скажется на уровне жизни всех граждан. А дефицит топлива, скачки цен на горючее уйдут в прошлое…

Сергей САДЫКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть