Транспорт должен быть безопасным
Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман СКЛЯР представил в четверг на рассмотрение сената проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта”, призванный повысить качество перевозок пассажиров.
В целом законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в шесть кодексов и 20 законов Республики Казахстан. В первую очередь поправки предлагают изменить порядок контроля на дорогах. Каким образом? В законопроекте определен конкретный перечень оснований проверок транспортных средств. Такая мера позволит проверять наличие разрешительных документов, не останавливая автомашины, да и в целом отказаться от практики повсеместной их остановки органами транспортного контроля.
Кроме того, законопроект предлагает разрешить казахстанским перевозчикам осуществлять маршруты между населенными пунктами, которые расположены по территории одной приграничной области. Принятие этой поправки позволит в рамках 126 международных маршрутов дополнительно обеспечить регулярными перевозками пассажиров до 300 населенных пунктов приграничных областей.
Интернет-сервисами и мобильными приложениями по вызову такси сегодня пользуется почти каждый житель нашей страны. Законопроект призван урегулировать деятельность этих онлайн-ресурсов. Такой подход выведет из тени нелегальных перевозчиков и обеспечит безопасность пассажиров такси. А чтобы прекратить пагубную практику выдачи фиктивных диагностических карт о прохождении техосмотра, утверждать требования к специализированным программам технического осмотра будут уполномоченные органы в области транспорта.
Планируется ввести запрет на проезд крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств с грузом, имеющих превышение по габаритным и осевым нагрузкам. Такая мера позволит обеспечить сохранность автомобильных дорог.
Вносимые в закон изменения направлены в том числе и на реализацию рекомендаций Международной морской организации. В частности, это поправки, позволяющие портам предоставлять казахстанским судам скидки на услуги портов. По задумке разработчиков законопроекта благодаря этому национальный морской перевозчик предоставит более конкурентные тарифные ставки на перевозку и, соответственно, увеличит долю в морской перевозке грузов. А чтобы старые суда возрастом свыше 25 лет эксплуатировали как можно меньше и тем самым повысилась бы безопасность пассажиров, в акватории портов применят надбавочные коэффициенты на тарифы порта. Чем вызвана такая необходимость? За последние три года из 42 аварийных случаев в порту Актау 70 процентов приходилось именно на старые суда.
Для обеспечения независимого и объективного расследования транспортных происшествий законопроект предлагает усовершенствовать порядок проведения расследований крушений и аварий на железнодорожном транспорте. В реализацию 68-го шага плана нации “100 конкретных шагов” законопроектом вводится новое понятие - “уполномоченная организация в сфере гражданской авиации”, под которой подразумевается акционерное общество “Авиационная администрация Казахстана” со 100-процентным государственным участием. Часть функций комитета гражданской авиации, связанных с техническими аспектами разрешительных и контрольно-надзорных полномочий, передается в авиационную администрацию. При этом функции по определению государственной политики, по принятию подзаконных нормативно-правовых актов о наложении административных взысканий и по тарифному регулированию остаются все же за Комитетом гражданской авиации.
Кроме того, законопроект предусматривает поправки, которые позволят создать запуск бюджетной авиакомпании (лоукостера), предоставив перевозчикам возможность самим определять вес и габариты ручной клади и багажа.
Екатерина ТИХОНОВА, Нур-Султан