Никто не виноват?
Подростку, сбившему насмерть девушку в Кызылорде, и его родителям пока удалось избежать ответственности.
Как рассказала в среду на пресс-конференции в Алматы сестра погибшей Сания АБДУЛЛАЕВА, 28 декабря 2018 года 22-летняя Саида АБДУЛЛА вышла в магазин и больше домой не вернулась - на пешеходном переходе ее сбил 14-летний подросток, сидевший за рулем маминого Lexus NX 200. Очевидцы говорили: удар был такой силы, что девушку отбросило на 45-50 метров. После этого водитель самостоятельно возил ее из одной больницы в другую, в результате чего было упущено драгоценное время. Саида, получившая серьезную травму головы, впала в кому и через четыре дня скончалась, не приходя в сознание.
После ее смерти, говорит Сания, отец подростка, бизнесмен Жадыгер УРАХПАЕВ, приходил к ним домой, но не извинился и не выразил соболезнования, а заявил убитой горем матери, что, мол, такова жизнь и не стоит из-за этого плакать.
По факту ДТП было проведено досудебное расследование, однако из-за того, что водитель не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дело было закрыто. Также расследовалось дело по статье 349 (“допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления”) УК РК в отношении матери подростка, но и оно было закрыто.
- Следователь сказал, что мы должны найти свидетелей, которые видели, как она собственноручно передавала ключи от машины сыну, - рассказала Сания Абдуллаева. - А раз таких свидетелей нет, то доказать вину матери невозможно.
Однако, по мнению адвоката потерпевшей стороны Бауыржана АЗАНОВА, в данном случае свидетели передачи ключей не нужны, ведь факт того, что подросток сидел на рулем авто (его, кстати, видели на этой машине неоднократно), сомнений не вызывает. А юрист Ербол ДЮСЕМБАЕВ уверен, что проблема заключается в самом законе, который, как говорится, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
- Это системная проблема, - сказал он. - Уголовный закон не должен предполагать двоякого толкования норм, поскольку решается судьба человека. В данном случае по-разному можно понимать слово “допуск”. О чем думали наши парламентарии, принимая эту норму, кто что подразумевал под этим словом? Это передача ключей или просто халатность, когда у сына появилась возможность, пусть самовольно, взять ключи? Нет однозначного толкования.
Между тем семья погибшей намерена обжаловать постановление о прекращении уголовного дела в отношении матери подростка.
- Дикая ситуация: человек погиб, но никто не несет никакой ответственности, - говорит Бауыржан Азанов. - Получается, любой несовершеннолетний может сесть за руль, задавить кого-то и ему ничего не будет!
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы