5464

Между первым и вторым

Сенсация накануне Дня космонавтики: найдена прежде неизвестная фотография Юрия ГАГАРИНА

Между первым и вторым
Слева направо: Герман Титов, Михаил Журавлев, Юрий Гагарин.

Уникальный снимок обнаружен сотрудниками медиапроекта “Я помню. Своя история”, однимиз создателей и разработчиков которого стал корреспондент “Времени” Стас КИСЕЛЁВ. Цель проекта - сохранить воспоминания свидетелей и участников самых разнообразных исторических событий: от войн и образования новых государств до выживания в лихих 90-х и падения метеорита в Челябинске.

Участие в проекте “Я помню. Своя история” приняла костанайский ученый Валентина ЖУРАВЛЕВА. Она рассказала о своем брате Михаиле - создателе приборов для космической отрасли, участнике запуска первого человека на орбиту Земли, сподвижнике академика Сергея КОРОЛЕВА на космодроме Байконур.

Личность Михаила ЖУРАВЛЕВА, одного из самых засекреченных космических приборостроителей, до сих пор малоизвестна. Даже вездесущая Википедия не указывает его имени в обширном списке лауреатов Ленинской премии. Этой награды Журавлев был удостоен в 1961 году, сразу после исторического полета Гагарина, и получил ее за изобретения, позволившие с максимальной точностью определять место приземления космических аппаратов и баллистических ракет.

Михаил ЖУРАВЛЕВ.

О лауреате Журавлеве не писали газеты, потому что он был в секретном списке получивших главную премию страны: в те годы его имя и работы находились под охраной гостайны. Биография этого человека уникальна: прибавив себе четыре года в паспорт­ных данных, накануне Великой Отечественной войны он поступил в Харьковское артиллерийское училище, был начальником разведки полка, прошел боевой путь до Берлина, заслужив множество наград, а после занялся наукой и приборостроением.

Михаил Журавлев - один из зачинателей космической эры. Он попал на Байконур в 1956 году, где провел восемь лет, насыщенных работой, открытиями и дружбой с легендарными людьми. Довольно тесно он общался с Юрием Гагариным. Серьезно заболев в конце 60-х, Журавлев не смог продолжать нести службу и вышел в отставку. Последние годы жизни он провел на родине, в Костанае, где скончался в 1979-м.

Неудивительно, что в журавлевском архиве (многие документы которого приняты на вечное хранение в Костанайский краеведческий музей) остались личные снимки, свидетельствующие о быте космонавтов. На одной из таких фото­графий запечатлена утренняя пробежка трех героев: в центре кадра - Журавлев с гантелями в руках, слева от него Герман Титов (ему суждено было стать вторым человеком, отправленным в космос), а справа - Гагарин. Космонавты одеты более чем просто: в белые майки и простые трико, на ногах обычные советские кеды. Но это не мешает им выглядеть практически тремя богатырями…

- Мой брат и Юрий Гагарин вместе с семьями проводили летний отдых в Крыму, - рассказывает Валентина Журавлева. - Много свидетельств об их общении осталось у его дочери, живущей в Москве. Миша мог, конечно, рассказать о многом, но обычно был немногословен. Хотя после возвращения в Костанай он долгие годы работал лектором общества “Знание”. Его выступления пользовались большим успехом, он объездил пол-Союза…

Валентина ЖУРАВЛЕВА.

Одну из историй, услышанных Валентиной от брата, она пересказала для проекта “Я помню. Своя история”.

- Это произошло буквально на глазах у Миши, - утверждает Валентина Федоровна. - Однажды вышло так, что академик Королев приехал на один из объектов космодрома без специального пропуска, оставив его дома. Охранник отказался его впустить. “Как же так, - горячился Королев, - вы разве меня не узнаете?!” Охранник ему ответил: “Да, я знаю, кто вы, я вас узнал, но без документа не пропущу”. Пошумев, Сергей Павлович подчинился и ушел. А охраннику потом объявили благодарность за хорошую службу. По сути, за охрану государственной тайны даже от самого Королева. Вот такой был курьез!..

В глубине души военный инженер-приборостроитель Михаил Журавлев был тонким лириком. Оказывается, после него остались записные книжки, заполненные сочиненными им стихотворениями:

Опять меня зеленый поезд

В родные степи унесет,

И дым над городом, как полоз,

Вдогонку кольца разовьет.

Я буду ждать

в мельканье быстром,

Под стук колес вдыхая гарь,

Пока в ночи последней искрой

Истлеет медленно фонарь...

Мы очень надеемся, что в будущем сборник стихов Журавлева выйдет в свет отдельной книгой под эгидой проекта “Я помню”.

Еще в одной личной истории, связанной с Днем космонавтики, рассказывается о том, как машина с первым космонавтом едва не сбила казахстанскую девочку-подростка.

Жительница Алматы Роза САЙФУЛЛИНА (на снимке) в проекте “Я помню. Своя история” рассказала о своей неожиданной встрече в Москве с Юрием Гагариным, которая случилась в середине 60-х годов прошлого века.

- Я поехала в Москву вместе с мамой, - вспоминает Сайфуллина. - Мы гуляли по Красной площади и в какой-то момент оказались в том месте, откуда из Кремля выезжают правительственные машины. Я смотрела на это разинув рот и чуть не попала под колеса автомобиля. Машина остановилась, подбежали военные, я была в растерянности. Помню, что машина эта сильно блестела, и вдруг ее пассажир опустил стекло - и я увидела улыбающееся лицо Юрия Гагарина! Он приветливо мне кивал, как бы говоря: “Ну вот мы с вами увиделись. Вы меня узнали?” Меня быстро оттащили в сторону, и машина с Гагариным уехала, но я еще долго махала ему вслед, а он ехал и оглядывался. И улыбался. В глазах его не было никакой злости или досады, что я могла стать причиной аварии…

Эту и другие истории о далеком и недавнем прошлом можно увидеть на сайте проекта “Я помню. Своя история” по адресу https://pomnyu.pro

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть