2818

Не надо драм!

Глава Министерства общественного развития не видит трагедии в отъезде молодежи из страны

Не надо драм!
Интересно, кем станут и где окажутся эти молодые люди?

Дархан КАЛЕТАЕВ (на снимке) предложил сделать развод дорогой роскошью, а отцов-кукушек объявить “нерукопожатными”. Вчера в мажилисе на правчасе, посвященном вопросам реализации молодежной политики, министр так жег креативом, что один из них даже обидел депутатов своей неполиткорректностью.


Министерство общественного развития (МОР) объявляет войну разводам. Ежегодно в стране распадается каждый третий брак. Поэтому Калетаев, во-первых, намерен создать центры психологической поддержки семей, которые будут работать при семейных судах. А во-вторых, намерен стыдить отцов, бросивших свои семьи с детьми.
- Их должно ждать всеобщее осуж­дение! У нас же нет в крови бросать, оставлять. Хотя такие случаи есть… Общество должно на эти вещи очень жестко реагировать! Вплоть до того, что такие люди не должны быть рукопожатными! Вообще! - отрезал министр, отвечая на вопросы депутатов.
Он предлагает сделать развод дорогой и невыгодной услугой, повысив размер госпошлины, которая взимается за подачу заявления о расторжении брака.
- Мы выяснили такие интересные факты: для развода, если у вас нет детей, можно пойти в ЦОН и заплатить всего 680 тенге. А если через суд, то надо оплатить около 5000 тенге, и у вас есть возможность развестись. Это очень плохо! Я думаю, в ЦОНе и судах тоже надо в 10 раз поднять госпошлину! - выпалил глава МОР.

Коснувшись проблемы бескровных девушек и юношей, он рассказал, кем и чем должны обладать претенденты на проект “1000 арендных квартир для работающей молодежи на три мегаполиса страны (по 350 квартир в Астане, Алматы и Шымкенте)”:
- Мы разработали критерии для молодежи, за каждый из них будет начисляться балл. Первый критерий - возраст до 29 лет, второй - наличие семьи: чем больше детей, тем больше баллов. Третий критерий - наличие счета в Жилстройсбербанке. На оценки в вузовском дипломе никто смотреть не будет. Самое главное, чтобы человек работал и жил в одном из мегаполисов не менее трех лет и легально платил налоги. При этом размер зарплаты не имеет значения. Стоимость жилья - 200 тенге за квад­ратный метр, максимальная площадь выдаваемого жилья будет 40 квадратов, поэтому около 8000 тенге будет стоить оплата аренды. Квартира будет выдаваться на три года с возможностью дальнейшей пролонгации, но без права выкупа. Критерии будут утверждены до конца недели.
- А если молодой человек в 29 лет взял в аренду квартиру, его на следующий год выпроводят из нее? - спросила я у министра пос­ле заседания.
- Нет, у него контракт, его никто не выгонит, он будет жить три года, - обнадежил министр.
От депутатов поступило предложение увеличить возраст участников программы до 34 лет, на что Дархан Калетаев отметил: в казахстанских законах прямо прописано, что молодежью считаются люди в возрасте от 14 до 29 лет.
На правчасе затронули и тему нетрудоустроенной молодежи, которая рискует преступить закон. По данным МВД, в прошлом году в 46 тысячах преступ­лений, совершенных молодыми казахстанцами, фигурировали более 35 тысяч безработных.

Чтобы занять молодых людей общественно-полезным трудом, рассказал Калетаев, разрабатывается программа “Жас кəсіпкер”, которая охватит обучением до 100 тысяч человек в год - 40 тысяч представителей безработной и самозанятой молодежи и 60 тысяч студентов-выпускников. Кроме того, государство повысит размер единовременного пособия с 70 МРП до 100 МРП для специалистов по программе “С дипломом - в село” и увеличит на 30 процентов размер стипендии студентам, занимающимся волонтерством.
- У нас будет два ваучера - 20- и 50-тысячный ваучер, означающие соответственно 20 и 50 часов волонтерской работы. Один час будет оцениваться в 1000 тенге. Студент выбирает его исходя из своих возможностей. Где он будет работать? Предлагается в домах ребенка, инвалидов, ветеранов. Мы планируем вовлечь в это движение 50 тысяч студентов вузов. А если денег хватит, то и на ТиПО (система технического и профобразования. - Т. Г.) хотим распространить, - рассказал министр.

Калетаев выступал почти безупречно, депутаты его совсем не критиковали. Однако ситуация изменилась, когда ему пришлось высказаться о причинах оттока молодежи из страны.
- Молодые казахстанцы все чаще уезжают учиться за рубеж. И вернутся ли обратно - вопрос открытый. Например, только в России студентов из Казахстана учится больше, чем из других стран - по всем специальностям где-то 70 тысяч человек. Страну активно покидают люди с высшим и средним техническим образованием, и уже через 10 лет страна начнет испытывать кадровый голод. К сожалению, у нас отсутствуют механизмы поддержки интеллектуальной молодежи и вовлечения их в нацио­нальную экономику. Какая политика проводится государством по предотвращению так называемой утечки мозгов, особенно талантливой, одаренной молодежи? - спросила депутат Куралай КАРАКЕН.
Калетаев назвал эту проблему слегка раздутой, чем навлек на себя упрек в неполиткорректности.
- Очень много говорят, особенно в прессе, о большом оттоке из страны. Это общемировая тенденция! Соседняя Россия испытывает огромное давление в этом вопросе. И если посмотреть на национальный состав выезжающих, более 70 процентов выезжающих - это представители других этносов, не коренной национальности. Поэтому это естественный процесс. Люди ищут свою языковую среду, свои корни и выезжают из страны. Это нормально, и какой-то трагизм мы не должны испытывать, - рассудил глава МОР.
В зале поднялся шум, в котором нельзя было разобрать отдельные слова.
- Наверное, здесь как посмотреть… - многозначительно заметила в микрофон вице-спикер мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА. - Особенность нашей страны - многоэтничность, и мы за то, чтобы это сохранялось.
Этой репликой дискуссия на время закрылась, депутаты перешли на другую тему. Но перед окончанием пленарки слово попросил депутат Ахмет МУРАДОВ, избранный от Ассамблеи народа Казахстана (АНК).
- Мне очень понравились слова, которые нам привел Дархан Аманович. - Да, наверное, это самое главное в любой концепции развития нации, но тогда не было АНК, - сыронизировал мажилисмен, но затем серьезно продолжил: - на одной из сессий президент сказал, что АНК - это весь народ Казахстана, и поэтому все те вопросы, которые мы с вами обсуждали, относятся ко всем казахстанцам в равной степени. И я записался на выступление только потому, что вы, Дархан Аманович, в своем ответе на вопрос сказали, что отток некоренной национальности из Казахстана - процесс нормальный, естественный. И если вы так считаете, то я считаю, что вы не правы в подходе к этому вопросу!
Ахмет Мурадов заявил, что многонациональность и есть стратегический ресурс нашего государства.
Немного растерянный Калетаев позже оправдывался в кулуарах:
- Я просто привел статистические данные по этническому составу выезжающих. Я это назвал нормальным процессом, потому что люди ищут для своих детей лучшие возможности: чтобы языковая среда была им ближе, моральные, жилищные, бытовые условия тоже. Но, конечно, мы многонациональная страна, и наша стабильность в этом назначается. Мы не мононация! Вот это надо понимать! Я имел в виду, что нельзя говорить “все поголовно выезжают”, ведь гуляет такое мнение.

Журналисты спросили его и о том, почему на проведение открытия Года молодежи в Астане пришлось потратить из бюджета страны 250 млн тенге?
- 250 млн было запланировано, но потратили 220. Да, возможно, это высокая цена, но с теми задачами, которые были озвучены и подняты, мне эта цифра кажется неоспоримой! Наши ближайшие соседи проводят такие форумы, и людей, которые участвуют в нем, привозят минимум на две недели, они живут, питаются. У нас то же самое было: мы привезли 400 людей, они жили четыре-пять дней, питались в отеле, транспортный подвоз… Потом оформление зала. Мы попытались все-таки сделать новый формат, - отбивался министр.
В самом конце блицинтервью на вопрос описать современного молодого казахстанца Калетаев сухо ограничился двумя эпитетами:
- Уверенный и стремящийся.
И ушел.

Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть