“Это не взятка, а провокация!”
Председатель Аулиекольского райсуда Костанайской области Бекжан ЖАМБУЛОВ (на снимке), попавший в поле зрения борцов с коррупцией, дал сенсационное интервью нашему корреспонденту.
В среду, 17 октября, вечером автор этих строк стал свидетелем суматохи у здания Костанайского горсуда: люди в штатском блокировали черную “тойоту камри”, криминалист снимал их действия на камеру. Все происходящее наводило на мысль о том, что это “хлопушка”, то есть оперативники кого-то поймали на взятке.
После того как видеосъемка события была выложена в Интернет, информация о подробностях происшествия стала просачиваться из всех щелей. Ближе к ночи имя задержанного уже склонялось на все лады его коллегами-адвокатами, а во второй половине дня 18 октября местная пресса запестрела сообщениями о его предполагаемом сообщнике. Журналисты, ссылаясь на собственные источники (которые у разных СМИ оказались, кстати, одними и теми же), заявили: задержанный антикоррупционщиками адвокат Женис ДУСМАГАМБЕТОВ (к слову, сам в прошлом судья) вез деньги своему другу - председателю Аулиекольского райсуда Бекжану ЖАМБУЛОВУ.
СМИ утверждали: речь идет о сумме 1-1,5 млн. тенге, часть которых Жамбулову была передана ранее, а 17 октября ему якобы принесли остаток. Куда принесли и при чем здесь горсуд, если Аулиеколь расположен от Костаная за сто километров, не пояснялось. Источники сообщали: судья не допрошен, так как, в принципе, находится под госзащитой, и вопросом лишения его служебного иммунитета занимается судебное жюри в Астане.
Не желая пользоваться мутными источниками (а официальных на тот момент не было), корреспондент “Времени” позвонил напрямую г-ну Жамбулову и задал ему прямые неудобные вопросы. Ответы председателя райсуда оказались едва ли не шокирующими (прослушать их можно на портале YouTube, где размещен ролик под названием “Кто заказал судью?”).
- Скажите честно, Бекжан Сансызбаевич, обсуждали ли вы в дружеских разговорах с г-ном Дусмагамбетовым какие-либо дела, находящиеся в производстве? Да или нет?
- Нет. Такие дела мы никогда не обсуждали.
- Скажите, обсуждали ли вы когда-либо с Дусмагамбетовым возможность получения гонорара через него? Да или нет?
- Нет, не обсуждал. Я ничего ни по одному делу с ним не обсуждал и не просил.
- Тогда, как считаете, почему попали в такой переплет?
- А потому, что на меня гонения идут уже в течение трех лет со стороны председателя Костанайского областного суда Асламбека МЕРГАЛИЕВА. Я не просто сейчас заявляю об этом, а могу сказать, что писал об этой ситуации (в Астану. - С. К.) уже в девяти письмах, располагаю различными доказательствами. У меня есть записи, когда ко мне в кабинет врывались, нарушая тайну совещательной комнаты. Есть запись, когда (представители облсуда. - С. К.) интересовались моим имущественным положением, есть записи оперативного совещания службы безопасности (где давались распоряжения. - С. К.), чтобы следили за мной, и это подтверждает пристав. Я считаю, что все случившееся - результат гонений, устроенных мне председателем облсуда. Это мое мнение, я его много раз высказывал. Если бы я не говорил об этом раньше… Но я заявлял, что опасаюсь провокаций, боюсь машину оставлять (без присмотра на улице. - С. К.). А в данном случае была провокация - взятка!
Слухи идут о том, что я взял или хотел взять деньги за дело, которое давно рассмотрено и находится в архиве. Это было дело о признании сделки действительной без установления права собственности либо утраты чьих-то прав на имущество. Все просто: судом был установлен юридический факт, и все. Дело это (рассматривалось. - С. К.) по заявлению ЧИЛИМАНОВА, который после вступления решения в силу, утром 17 октября, попросил в суде исполнительный лист. Мы ему отказали. Исполнительные листы по таким делам не выдаются: взыскивать нечего и не с кого. Чилиманов стал скандалить, настойчиво проситься ко мне на прием. Естественно, я отказал и ушел на процесс. Зачем мне с ним встречаться?..
А вечером, примерно в 20 часов (то есть три часа спустя после “хлопка” в Костанае), машину судьи Жамбулова остановили на трассе сотрудники антикоррупционного департамента. Три автомобиля нагнали его у поселка Новонежинка и прижали к обочине. Оперативники предъявили Жамбулову удостоверения и предложили следовать вместе с ними в райсуд для проведения обыска в здании.
- Я подчинился их требованиям, мы прибыли в здание суда, прошел обыск в моем кабинете, - вспоминает Бекжан Жамбулов. - Я попросил о присутствии адвоката и прокурора, но это оказалось бесполезно. Сотрудники суда позвонили в службу безопасности облсуда, но там сказали, что в курсе происходящего. Санкция на обыск была подписана только следователем. Сказали, что ищут деньги: мол, в кабинете они были мне переданы. Переворошили все дела, спросили, есть ли у меня в производстве дело Чилиманова. Я ответил, что нет. Потом, когда выяснилось, что это дело давно окончено и находится в архиве, они произвели осмотр архива, и дело изъяли. Также были изъяты график рассмотрения дел за май и компьютер из моего кабинета.
Тем временем в Костанае следователи антикора, наведавшись в дом Жамбулова в поселке Затобольске, вывезли в департамент жену председателя Аулиекольского райсуда. На допросе ей пришлось присутствовать с двухлетним ребенком на руках.
- Жена рассказала мне, что, когда ей предъявили текст протокола допроса для ознакомления, она увидела в нем слова, которых не произносила, - утверждает Жамбулов. - Ей приписали слова о том, что якобы я по телефону вел с ней речь о миллионе тенге. Жена возмутилась и сказала, что не будет подписывать фальшивку. Тогда следователи уничтожили этот протокол и изготовили новый: в нем говорилось об отказе жены свидетельствовать против меня…
Если верить словам г-на Жамбулова (который предоставил в мое распоряжение все упомянутые им записи и тексты своих писем (их содержание действительно потрясающее, и подробный рассказ о них впереди), то получается прямо-таки сенсационная история.
Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурсов, Костанай
P.S. Пресс-секретарь АДГСПК Жанна БАСТАРОВА в телефонном разговоре подтвердила: запросы от нескольких СМИ на эту тему уже поступили, и ответы на них будут даны обязательно, но когда именно, пока не известно.
- Возможно, мы озвучим эту информацию на еженедельном брифинге, - предположила г-жа Бастарова. - Однако точную дату его проведения пока сообщить не могу. Сегодня в агентстве идет заседание коллегии - все очень заняты, но я постараюсь довести ваши вопросы до сведения руководства.
P.P.S. Адвокат Женис ДУСМАГАМБЕТОВ решением суда помещен под домашний арест.