6033

Транспорт идёт по коридору. По нашему

В пятницу наши корреспонденты проехали по всему маршруту первого в Алматы участка будущей линии BRT (из микрорайона “Орбита” до улицы Желтоксан), где вовсю шли дорожные работы, и узнали, как изменится движение общественного транспорта в этом районе.

В минувшую среду, аккурат перед длинными выходными, сюда наведался аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК и, как сообщила пресс-служба городского акимата, “проверил темпы строительства линии BRT по улице Тимирязева, подвергнув критике работу подрядной организации ТОО “Даулет Дорстрой”.
- Финансирование было выделено своевременно, однако работы ведутся с отставанием от графика. Набрали большие объемы, теперь не справляетесь. Только после наших ежедневных обходов и под давлением общественности были привлечены дополнительные силы. До 1 сентября проезжая часть должна быть открыта, - сказал недовольно Байбек, и эту фразу градоначальника растиражировали многие СМИ.
Вчера рабочие рыли землю, перемешанную с асфальтом, пытаясь успеть к указанному акимом сроку. Правда, глядя на отчасти перекрытую из-за ремонта улицу Тимирязева, с трудом верилось, что они успеют-таки закончить все работы. Дорожное полотно прак­тически готово, но разметки еще нет. И троллейбусно-автобусных остановок тоже - даже площадки под них в некоторых местах еще не заасфальтированы, а уж сами павильоны... Не появятся же они за ночь, как хрустальный мост из сказки. Хотя у нас... возможно все!
Первый отрезок линии BRT будет проходить от проспекта Аль-Фараби по улице Мустафина, затем - по улицам Сулейменова, Жандосова, Тимирязева до улицы Желтоксан. Более-менее понятные очертания линия для скоростных автобусов уже приобрела на улице Мустафина (здесь работы закончились еще в прошлом году), на части улиц Сулейменова и Тимирязева (хотя здесь, как я уже заметила, есть над чем поработать).
Улица Жандосова пока особо не изменилась - все еще впереди. Для тех, кто еще не видел, как это выглядит, опишу: две выделенные полосы для общественного транспорта, по одной - по каждой встречной стороне для автомобилей, и остановочные комплексы, расположенные посередине.
За границей, где давно существуют линии BRT, их, как правило, отделяют от остальной проезжей части: ставят бордюры, а порой даже возводят стены. То есть там это отдельные коридоры для скоростных автобусов, которые вполне заслуженно называют наземным метро. У нас пока все выглядит как выделенная полоса для общественного транспорта, только с необычным расположением остановок. Еще из непривычного то, что на улице Тимирязева “выделенка” идет не по краям, а посередине проезжей части. Изменится ли что-то в движении общественного транспорта?
-Автобусы будут ходить в таком же режиме, как и раньше, по тем же самым маршрутам, - прокомментировал нашей газете заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Ерлан АДИЛОВ. - Но разница в том, что теперь для них есть выделенные полосы, значит, их скорость возрастет.
- Но ведь речь шла о том, что специально для линии BRT закупят 18-метровые автобусы-гармошки, а их нет.
- Они на подходе. Мы планируем, что такие автобусы поступят в город в ноябре-декабре. Мы их запустим по BRT, если я не ошибаюсь, по маршруту № 204. Это будут такие же автобусы-гармошки, как сейчас ездят по улице Толе би по маршруту № 201.
- Вы сократите какие-то маршруты после того, как 18-метровые автобусы придут в город?
- Пока этот вопрос не решен. Но новый автобус будет дублировать маршрут № 32, который идет из микрорайона “Орбита” к бывшему автовокзалу “Саяхат”. Может быть, мы чуть изменим его. Когда первая часть BRT будет готова полностью, маршруты могут измениться.
- BRT - это скоростные автобусные перевозки. Вы хотите добиться увеличения скорости только за счет внедрения выделенной полосы?
- За счет ее внедрения скорость движения общественного транспорта увеличится почти в два раза (по данным акимата, ранее время проезда ОТ по улице Тимирязева составляло более 30 минут при средней скорости 12 км/ч. Планируется, что с введением BRT время проезда сократится до 14-15 минут, а ежедневный пассажиропоток увеличится почти на 40 процентов - до 145 тысяч человек. - О. А.).
- А как же пробки? Алматинцы уже предрекают здесь транспортный коллапс: аварии, “бомбилы”, которые останавливаются посреди дороги - они ведь будут перекрывать движение. Всем придется выезжать на “выделенку”.
- Раньше по Тимирязева работала всего одна полоса для движения транспорта, по которой передвигались и автобусы, и автомобили, вторая была занята припаркованными машинами. Мы запретили парковку (но сохранили существующие карманы), высвободив тем самым две полосы - их мы и отдаем личному транспорту. Для него, по сути, ничего не изменилось: как раньше он ходил по одной полосе, так и будет. Посередине будут двигаться автобусы и троллейбусы. А парковочных мест достаточно на пересекающих Тимирязева улицах.
Автолюбители, думаю, согласятся со мной: звучат слова чиновника ну уж очень оптимистично.
А эксперты между тем считают: нельзя говорить о том, что в Алматы заработала полноценная линия BRT. Во-первых, даже первая ее часть, как мы видим, не доделана. Во-вторых, нужно подождать, когда построят коридор, который на следующем этапе продлят от улицы Желтоксан до улицы Толе би, а далее - ВОАД и Кульджинского тракта. А в-третьих, когда внедрят систему, при которой общественный транспорт, движущийся по этой линии, будет иметь приоритет. Пока то, что мы видим, лишь очертания будущего BRT.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть