Транспорт идёт по коридору. По нашему
В пятницу наши корреспонденты проехали по всему маршруту первого в Алматы участка будущей линии BRT (из микрорайона “Орбита” до улицы Желтоксан), где вовсю шли дорожные работы, и узнали, как изменится движение общественного транспорта в этом районе.
В минувшую среду, аккурат перед длинными выходными, сюда наведался аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК и, как сообщила пресс-служба городского акимата, “проверил темпы строительства линии BRT по улице Тимирязева, подвергнув критике работу подрядной организации ТОО “Даулет Дорстрой”.
- Финансирование было выделено своевременно, однако работы ведутся с отставанием от графика. Набрали большие объемы, теперь не справляетесь. Только после наших ежедневных обходов и под давлением общественности были привлечены дополнительные силы. До 1 сентября проезжая часть должна быть открыта, - сказал недовольно Байбек, и эту фразу градоначальника растиражировали многие СМИ.
Вчера рабочие рыли землю, перемешанную с асфальтом, пытаясь успеть к указанному акимом сроку. Правда, глядя на отчасти перекрытую из-за ремонта улицу Тимирязева, с трудом верилось, что они успеют-таки закончить все работы. Дорожное полотно практически готово, но разметки еще нет. И троллейбусно-автобусных остановок тоже - даже площадки под них в некоторых местах еще не заасфальтированы, а уж сами павильоны... Не появятся же они за ночь, как хрустальный мост из сказки. Хотя у нас... возможно все!
Первый отрезок линии BRT будет проходить от проспекта Аль-Фараби по улице Мустафина, затем - по улицам Сулейменова, Жандосова, Тимирязева до улицы Желтоксан. Более-менее понятные очертания линия для скоростных автобусов уже приобрела на улице Мустафина (здесь работы закончились еще в прошлом году), на части улиц Сулейменова и Тимирязева (хотя здесь, как я уже заметила, есть над чем поработать).
Улица Жандосова пока особо не изменилась - все еще впереди. Для тех, кто еще не видел, как это выглядит, опишу: две выделенные полосы для общественного транспорта, по одной - по каждой встречной стороне для автомобилей, и остановочные комплексы, расположенные посередине.
За границей, где давно существуют линии BRT, их, как правило, отделяют от остальной проезжей части: ставят бордюры, а порой даже возводят стены. То есть там это отдельные коридоры для скоростных автобусов, которые вполне заслуженно называют наземным метро. У нас пока все выглядит как выделенная полоса для общественного транспорта, только с необычным расположением остановок. Еще из непривычного то, что на улице Тимирязева “выделенка” идет не по краям, а посередине проезжей части. Изменится ли что-то в движении общественного транспорта?
-Автобусы будут ходить в таком же режиме, как и раньше, по тем же самым маршрутам, - прокомментировал нашей газете заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Ерлан АДИЛОВ. - Но разница в том, что теперь для них есть выделенные полосы, значит, их скорость возрастет.
- Но ведь речь шла о том, что специально для линии BRT закупят 18-метровые автобусы-гармошки, а их нет.
- Они на подходе. Мы планируем, что такие автобусы поступят в город в ноябре-декабре. Мы их запустим по BRT, если я не ошибаюсь, по маршруту № 204. Это будут такие же автобусы-гармошки, как сейчас ездят по улице Толе би по маршруту № 201.
- Вы сократите какие-то маршруты после того, как 18-метровые автобусы придут в город?
- Пока этот вопрос не решен. Но новый автобус будет дублировать маршрут № 32, который идет из микрорайона “Орбита” к бывшему автовокзалу “Саяхат”. Может быть, мы чуть изменим его. Когда первая часть BRT будет готова полностью, маршруты могут измениться.
- BRT - это скоростные автобусные перевозки. Вы хотите добиться увеличения скорости только за счет внедрения выделенной полосы?
- За счет ее внедрения скорость движения общественного транспорта увеличится почти в два раза (по данным акимата, ранее время проезда ОТ по улице Тимирязева составляло более 30 минут при средней скорости 12 км/ч. Планируется, что с введением BRT время проезда сократится до 14-15 минут, а ежедневный пассажиропоток увеличится почти на 40 процентов - до 145 тысяч человек. - О. А.).
- А как же пробки? Алматинцы уже предрекают здесь транспортный коллапс: аварии, “бомбилы”, которые останавливаются посреди дороги - они ведь будут перекрывать движение. Всем придется выезжать на “выделенку”.
- Раньше по Тимирязева работала всего одна полоса для движения транспорта, по которой передвигались и автобусы, и автомобили, вторая была занята припаркованными машинами. Мы запретили парковку (но сохранили существующие карманы), высвободив тем самым две полосы - их мы и отдаем личному транспорту. Для него, по сути, ничего не изменилось: как раньше он ходил по одной полосе, так и будет. Посередине будут двигаться автобусы и троллейбусы. А парковочных мест достаточно на пересекающих Тимирязева улицах.
Автолюбители, думаю, согласятся со мной: звучат слова чиновника ну уж очень оптимистично.
А эксперты между тем считают: нельзя говорить о том, что в Алматы заработала полноценная линия BRT. Во-первых, даже первая ее часть, как мы видим, не доделана. Во-вторых, нужно подождать, когда построят коридор, который на следующем этапе продлят от улицы Желтоксан до улицы Толе би, а далее - ВОАД и Кульджинского тракта. А в-третьих, когда внедрят систему, при которой общественный транспорт, движущийся по этой линии, будет иметь приоритет. Пока то, что мы видим, лишь очертания будущего BRT.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы