Уголь-то есть. Но его как бы нет
Пока Генпрокуратура и ее надзорные органы на местах собираются проверить причины дефицита и подорожания угля, о чем было объявлено на минувшей неделе, рядовые потребители в Усть-Каменогорске не могут купить бытовое топливо по какой бы то ни было цене.
Говоря о дне нынешнем, есть смысл вспомнить времена минувшие. Осенью прошлого года в угольных тупиках Усть-Каменогорска возник ажиотаж. За бытовым топливом выстраивались очереди ЗИЛов, водители дневали и ночевали под воротами сервисных предприятий. В ТОО “ВЭУС”, занимающемся в областном центре реализацией бытового топлива, даже были вынуждены ввести ограничение: с февраля не больше двух тонн в одни руки. Помнится, тогда чиновники обвинили в буме жителей частного сектора: дескать, топливо надо заранее приобретать! Из-за суровой зимы многим угля не хватало, докупить его в январе-феврале тоже было целой проблемой.
Когда мы поинтересовались у директора ТОО “ВЭУС” Ивана ТИМОФЕЕВА, в чем причина дефицита, он ответил так:
- Не в моей компетенции отвечать на этот вопрос. Спросите у железнодорожников, руководства карьера Каражыра и правительства. Я прошу 40 вагонов в день - мне 12 выдают.
Вероятно, некоторые устькаменогорцы, умудренные горьким опытом, нынче решили прибегнуть к совету чиновников и сделать запасы черного топлива заранее.
- Уголь мне привозит один и тот же частник. Я позвонил ему в июле. Он сказал, что в неделю ему удается загрузить только одну-две машины. Сегодня на календаре перевалило за середину августа - угля нет, - поделился с нашим корреспондентом житель частного сектора Усть-Каменогорска Владимир КЛЫКОВ.
В облцентре Восточного Казахстана сейчас тонна угля стоит 8800 тенге, в прошлом году такое же количество обходилось в 8050 тенге. Глава ВЭУС Тимофеев объяснил подорожание ростом цен на железнодорожные перевозки. Что же касается июльского дефицита, то он связан с теми же причинами, что и в прошлом году - недостаточные поставки с разреза Каражыра.
В восточноказахстанском областном управлении энергетики и ЖКХ имеют свою точку зрения на этот счет.
- Ажиотажа как такового нет, - заявил руководитель управления энергетики и ЖКХ Мурат МУСАТАЕВ на пресс-конференции 7 августа. - На сегодняшний день образуют очереди около 50-70 машин. Это нормальное явление.
Между тем в управлении энергетики заверяли журналистов, что с 1 августа поставки угля увеличатся вдвое. Планировалось, что в Усть-Каменогорск станут приходить как минимум 20 вагонов. Получается,
7 августа власти расписались в собственном бессилии...
- Сказать, что в областной центр поставляют 20 вагонов в сутки, я не могу. На заседании штаба мы обсудим этот вопрос. Если поставки задерживает АО “Каражыра”, будем разбираться с ним. Если компания, осуществляющая перевозки, примем меры по отношению к ней, - заметил в этой связи Мусатаев.
Кроме того, на той же пресс-конференции журналисты рассказали чиновникам, что в некоторых районах области, по словам местных жителей, цена угля достигает 12-17 тысяч тенге за тонну.
- Да, такие цифры действительно существуют, - подтвердил Мусатаев. - В районы, где нет железнодорожных тупиков, например в Урджарский и Тарбагатайский, уголь завозят перекупщики. Они и устанавливают свои расценки. Совместно с департаментом по регулированию естественных монополий мы намерены провести анализ ценообразования и выяснить, где цены завышены, а где нет. В случае нарушения схемы ценообразования к предпринимателям, реализующим уголь в розницу, будут приняты соответствующие санкции.
Тем временем не допускать неконтролируемого и необоснованного роста цен на уголь в предотопительный и отопительный сезон поручено прокурорам областей. Об этом, напомним, на днях сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры страны. В главный надзорный орган республики поступает информация о злоупотреблениях доминирующим и монопольным положением со стороны отдельных субъектов рынка в сфере торговли углем, совершении ими антиконкурентных действий и использовании многоуровневых посреднических структур, что приводит к повышению стоимости твердого топлива.
Однако в пресс-службе областной прокуратуры отказались оперативно прокомментировать, станет ли надзорное ведомство региона заниматься угольным вопросом, и потребовали письменный запрос.
К слову, только недавно департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Восточно-Казахстанской области проверил, не нарушают ли оптовики по продаже угля законодательство в области защиты конкуренции. Поводом тому послужили публикации в СМИ, обращения госорганов и поручение центрального ведомства. Ревизия коснулась ТОО “ВостокУгольПром”, ТОО “Компания “Тауасар”, ТОО “Жигер-СТ”, ТОО “ТК “Багира”, ТОО “ХалыкКомир”.
В действиях этих организаций, как сообщили в комитете, выявили признаки картеля. Сговор, по мнению антимонопольщиков, заключается в подаче на биржевые торги заявок покупки угля с одинаковыми, заранее согласованными ценами.
По итогам расследования копии материалов направлены в службу экономических расследований областного департамента госдоходов для производства досудебного расследования в рамках Уголовного кодекса.
Кстати, аналогичное расследование ранее, еще весной, было проведено в отношении АО “Каражыра”.Тогда специализированный административный суд Семея установил, что половину объема каражыринского угля в 2017 году реализовывали оптовым покупателям через торговые биржи, причем определенному кругу покупателей. Это уже упомянутые выше ТОО, зарегистрированные на территории Восточного Казахстана, а также ТОО “Real Trade 05” (Алматинская область) и ТОО “Alma ata trade” (Алматы).
При этом товарищества подавали заявку на биржу таким образом, что в сумме заявленный ими объем покупки совпадал с объемом продажи, заявленным АО “Каражыра”. При этом в заявках указывалась одна цена - 3653,38 тенге за тонну.
“Это свидетельствует о координации со стороны акционерного общества”, - сделала тогда вывод судья Айгуль АБДИГАЛЫМОВА. В итоге суд постановил оштрафовать семейского производителя угля на 2 405 000 тенге.
Но вернемся в наши дни. В областном управлении энергетики и ЖКХ, которое обещало провести анализ ценообразования на розничном рынке, обещали поделиться результатами работы. Но не раньше начала или середины сентября.
Напоследок мы решили поинтересоваться в ТОО “ВЭУС”, как сейчас обстоят дела с отпуском угля населению.
- Ничего не изменилось, - сообщил по телефону нашему корреспонденту Иван Тимофеев. - Нехватка как была, так и есть. Потребность населения больше, чем объем поставок.
ДОСЛОВНО
“По поручению генерального прокурора в целях защиты прав и интересов населения проводится анализ состояния законности в сфере добычи и оборота угля.
Начата работа по выявлению и пресечению фактов сговора недобросовестных субъектов рынка. При этом прокурорам областей поручено обеспечить недопущение неконтролируемого и необоснованного роста цен на уголь в предотопительный и отопительный сезон”.
Из пресс-релиза Генпрокуратуры РК, 15 августа с. г.
Елена СУПРУНОВА, фото из соцсетей, Усть-Каменогорск
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Сговор без права осуждения
В Актюбинской области удалось выявить факт ценового сговора при реализации угля, но доказать в суде это, увы, не получилось.
Ежегодная потребность населения региона в твердом горючем сегодня составляет приблизительно около 50 тысяч тонн. Но необходимо учесть, что ежегодно этот объем сокращается, поскольку область активно газифицируется: за последние три года соответствующий показатель удалось довести почти до 90 процентов.
Между тем потребность социальных объектов в угле не превышает 39 тысяч тонн. И этот объем тоже снижается.
Топливо начинают завозить, как правило, осенью, поэтому и в этот раз поставки ожидаются в сентябре-октябре. Этим займутся три крупные специализированные фирмы. При этом для населения, пользующегося углем, его тонна может достигать 16 тысяч тенге и выше. К слову, этот факт так возмутил главу региона Бердыбека САПАРБАЕВА, что он даже поручал соответствующим органам проверить формирование цен на уголь в районах.
- Мы проводили проверки и действительно выявили факт ценового сговора. Но, к сожалению, суд проиграли, - отметила руководитель департамента регулирования естественных монополий Актюбинской области Гульнур МАСИНА. - Но эта наша работа будет и дальше продолжена.
Антон МОЛДИН, фото Ислама БЕРГЕЛИЕВА, Актобе