В акимате Алматы - о водителях ОТ и пользе дифтарифа: С байгой покончили мы счёты
В разборе полетов, посвященном первой годовщине внедрения в общественном транспорте Алматы дифференцированного тарифа (см. “Дифтариф: вчера, сегодня. Завтра?”, “Время” от 1.8.2018 г.), в силу ряда обстоятельств не приняли участие представители власти. Однако они не захотели остаться в стороне. Поэтому сегодня на наши вопросы отвечает заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог южной столицы Ерлан АДИЛОВ (на снимке).
Начала я с вопроса, который задавала и другим собеседникам:
- Что изменил в общественном транспорте первого мегаполиса страны дифтариф?
- Большинство людей стали платить картой, и мы увидели реальный пассажиропоток и доходы перевозчиков, - следует в общем-то ожидаемый ответ. - Менталитет горожан в этом плане стал другим, сейчас наша задача - изменить сознание водителей. Они не должны думать о том, как бы заработать на пассажирах. И если посмотреть на те жалобы, которые поступают к нам сейчас, и сравнить с прежними, то можно сказать, что ситуация меняется. Если раньше претензии к работе перевозчиков касались гонок на дорогах, которые устраивали водители, остановок в неположенном месте, хамства, то сейчас люди в основном просят организовать новый маршрут или продлить какой-то. Сейчас в новых автобусах, которых становится все больше, установлены видеокамеры, и директора автопарков видят все нарушения и принимают какие-то меры.
- То есть вы хотите сказать, что качество пассажирских перевозок за этот год улучшилось?
- По сравнению с прошлыми годами более-менее улучшилось. Сейчас у частных перевозчиков появился стимул обновлять автобусы и менять подходы к работе. Ведь мы выделяем субсидии для тех, кто это делает.
- У перевозчиков реально возросла выручка?
- Конечно. Мы это видим хотя бы по тому, что в разы увеличились налоги, которые они платят в бюджет. Раньше водитель собирал эти деньги в карман, а сейчас они идут в автопарк.
- А почему перевозчики продолжают выражать недовольство?
- Я не могу за них говорить. Они хотят, чтобы мы полностью дотировали общественный транспорт за счет бюджета, как в Европе. Но мы хотим не просто давать деньги, а требуем, чтобы они взамен адекватно нашим инвестициям наводили порядок в своих автопарках. Сейчас в городе действует 103 маршрута. На следующий год субсидии выделяются под 89. Большую половину из них уже сейчас обслуживают на новых автобусах, и это обновление парка должно продолжаться. Это наше условие. И перевозчики обязались сделать это до конца года. Завтра они привезут новые машины - мы начнем сразу же выделять субсидии.
Вот в минувший четверг 15 новых автобусов привезло ТОО “Думан Транс”, они будут обслуживать маршрут № 11. В середине месяца в город поступят 20 новых машин на 119-й или 99-й маршрут, это тоже частный перевозчик. Через месяц они же закупят еще столько же. ТОО “Green bus company” к концу года привезет 200 газовых автобусов.
По расчетам, на будущий год на субсидирование перевозчиков заложено порядка 20 млрд. тенге. Но сумма будет меньше, ведь они получают финансирование по факту. Не забывайте о том, что есть штрафы за различные виды нарушений. Мы прописываем их в договоре, который заключаем с перевозчиком.
- За что обычно штрафуете?
- На субсидии в этом году было предусмотрено 7 млрд. тенге. На данный момент мы направили перевозчикам примерно половину этой суммы (ведь год еще не закончился), то есть порядка 3 млрд. тенге. Штрафы - так получается - составляют примерно 10 процентов от этой суммы. Чаще всего мы штрафуем за то, что водители общественного транспорта не соблюдают регулярность маршрутов. Других жалоб на тех маршрутах, которые субсидируются, практически нет.
- Примерно полгода назад в акимате говорили, что на остановках ОТ помимо схем, на которых указаны маршруты, появится информация об интервале движения автобусов и троллейбусов, о времени начала и конца их работы. Так будет такая информация?
- Мы бы тоже хотели, чтобы водители соблюдали четкий интервал движения. Но в связи с тем что у нас бешеные пробки, сделать это не получится. У нас, конечно, есть такие расчеты. В них указано, за какое время автобус должен пройти круг. Но бывают ситуации в часы пик, когда даже при желании водитель не сможет уложиться в это время.
- Дело только в пробках?
- Конечно.
- А мне кажется, еще и в том, что многие водители безобразно ездят, не соблюдают установленный интервал. А можно хотя бы указать на схемах начало и завершение работы маршрута? Ведь этот график водители должны соблюдать в любом случае.
- Этот вопрос сейчас изучается. Да, мы хотим, чтобы эта информация появилась на тех схемах, о которых вы говорите. Но это большой объем работы, ведь на каждую остановку автобус прибывает в разное время. Допустим, с конечной он выезжает в 23.00, на следующей остановке он в 23.03 и так далее. Потихоньку мы приведем это в соответствие. Для начала мы хотим, чтобы на всех остановках появились такие схемы.
- Вы решили вопрос с кондукторами? В мае вы говорили мне: примерно через месяц, когда станет известна позиция всех перевозчиков, будет принят какой-то план действий.
- Мы ведем переговоры с перевозчиками.
- До сих пор?!
- У каждого есть свое мнение, надо всех выслушать, обсудить. Это требует времени.
- То есть вопрос не решили?
- Это один из главных вопросов, который сейчас стоит у нас на повестке дня. Мы бы хотели, чтобы контрольно-ревизионная служба опять полностью перешла в ТОО “Транспортный холдинг Алматы”. Ведем переговоры.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы