4746

Мягкая сила закона

В деле об убийстве Дениса ТЕНА появился третий подозреваемый. Точнее - подозреваемая. Она обвиняется в “недонесении о преступлении”. Об этом вчера на брифинге в СЦК в Астане, посвященном гуманизации уголовного законодательства, вступающего в силу 31 июля, сообщил заместитель генпрокурора Марат АХМЕТЖАНОВ (на снимке). 

Замгенпрокурора новость о третьем подозреваемом в убийстве фигуриста прокомментировал кратко. Вот цитата:
- Я хочу сказать, что дело возбуждено по двум статьям: “умышленное убийство в группе лиц из корыстных побуждений” и “разбой в группе лиц из корыстных побуждений”. Арестованы по подозрению в совершении данного преступления трое лиц. Собрано достаточно доказательств, законность их проверяет прокурор. Судом санкционирована мера пресечения в виде ареста.
Позже в главном надзорном органе пояснили: речь идет о ст. 99 УК, ч. 2, п. 7 и 8 - “убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору” и “из корыстных побуждений, а равно по найму либо сопряженное с разбоем или вымогательством”. Вторая инкриминируемая статья - “разбой, совершенный с применением оружия” (ст. 192, ч. 2, п. 4).
Подробности в тот же день сообщили в суде Алматы. Оказалось, что третью подозреваемую зовут Жанар ТОЛЫБАЕВА. Кроме недонесения о преступлении (ст. 434) она также подозревается в краже (ст. 188). Санкция на ее двухмесячный арест была выдана в минувшую среду.
Газета “Время” поинтересовалась у замгенпрокурора, какие меры будут приняты к автоворам, которые неоднократно попадались и были осуждены за кражи. Г-н Ахметжанов ответил: сегодня по инициативе депутатов подготовлен законопроект, по которому в случае рецидива вор начнет сразу же подпадать под уголовную ответственность (сегодня после пятой или десятой кражи преступник отделывается штрафом либо, в крайнем случае, условным сроком).
- Государство не должно быть гуманным к тем, кто не встал на путь исправления, то есть совершает повторные преступления! После принятия закона будет изменена категория преступления: это будет уже не преступление средней тяжести, а тяжкое преступление. И тогда его обязательно привлекут! У нас достаточно сил и средств, чтобы принять меры! - ответил спикер брифинга.
Кроме того, он раскрыл журналистам нюансы предстоящего “великого” освобождения 5000 заключенных. Соответствующий закон вступит в силу уже
31 июля. А начал замгенпрокурора с опровержения слухов.
- В СМИ, к сожалению, публиковались статьи, что освободят пять тысяч осужденных за тяжкие преступления - изнасилование, грабеж, причинение тяжкого вреда здоровью и другие насильственные преступления. Сразу хочу заверить: эти новости не соответствуют действительности. Насильников, убийц, педофилов никто никогда не собирался и не собирается освобождать! - категорично заявил он.
И добавил: освобождать всех пять тысяч осужденных одновременно не станут, процесс будет поэтапным. При этом “если осужденный не погасил ущерб, отрицательно характеризуется, то суд может и отказать в освобождении”.
Поведал г-н Ахметжанов и о “смягченных” статьях Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в рамках нового законодательства. Теперь “изоляции от общества подлежат только те, кто реально опасен. К совершившим ненасильственные преступления будут применяться альтернативные виды наказания - штрафы и общественные работы”.
- По 247 преступлениям небольшой и средней тяжести, не связанным с причинением смерти, в качестве альтернативного наказания впервые вводятся общественные работы. Осужденные к общественным работам будут приносить пользу обществу, благоустраивать и чистить города или села. В целом прогнозируем, что ежегодно к общественным работам будут привлекаться более 1000 человек. - рассказал замгенпрокурора.
Снижен и минимальный размер штрафа - с 500 до 200 МРП (с 1,2 млн. тенге до 481 тысячи тенге), увеличен срок его выплаты (с 6 месяцев до 3 лет). Это даст право многим казахстанцам обратиться в суды за снижением суммы штрафа и продления срока погашения.
- Раньше штрафы применялись судьями в пяти процентах случаев - из-за больших размеров и маленьких сроков уплаты. Иногда человек за шесть месяцев даже не успевал трудоустроиться! И поэтому нам приходилось после того, как были назначены штрафы - через 6 месяцев из-за неуплаты, заменять их на лишение свободы, - прокомментировал спикер.
Еще одна гуманная мера - двукратное увеличение порогового размера ущерба, с которого будет начинаться уголовное преследование по 39 статьям (из них 20 статей - по экономическим преступлениям, 11 - против собственности). По словам спикера, размеры ущерба не пересматривались с 1997 года, несмотря на изменившуюся с тех пор экономическую ситуацию в стране, инфляцию и рост зарплат.
- Назначать ущерб по старым мерилам уже даже некорректно, - заметил замгенпрокурора. - Например, закон увеличил размер крупного ущерба за растрату вверенного имущества с 500 до 1000 МРП. Что это означает? Если раньше бухгалтер растратил или допустил недостачу 1 млн. 200 тыс. тенге, это считалось тяжким преступлением и каралось санкцией от 5 до 10 лет лишения свободы. И другой альтернативы не было! Сегодня это преступление средней тяжести: если он загладит причиненный вред, то подлежит освобождению. Наверное, бухгалтер не представляет угрозу обществу нашему, да? - обратился он к залу. - Всего под данную поправку подпадают 2,5 тысячи осужденных к лишению свободы - в основном за растрату вверенного имущества и мошенничество.
Другая либеральная новелла касается дюжины составов тяжких преступлений, теперь по ним в качестве альтернативного наказания суды смогут назначать ограничение свободы. Это, в частности, воинские, экономические, должностные и имущественные преступления.
- Свежий пример: в этом году мы осудили двух военных летчиков - по четыре года лишения свободы каждому. Почему мы их осудили? Потому что там не было альтернативы. Но мы понимаем: летчики не представляют угрозу обществу, это неосторожные преступления (нарушения правил полетов). Если человек не представляет угрозу обществу, если характеризуется как личность положительная, то ему место не в тюрьме! Ведь на подготовку одного летчика государство тратит 1 млн. долларов, - особо подчеркнул г-н Ахметжанов.
Журналистов очень интересовало, коснется ли гуманизация осужденных за коррупцию бывшего главы нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017” Талгата ЕРМЕГИЯЕВА и экс-министра нацэкономики Куандыка БИШИМБАЕВА, которые уже погасили ущерб государству.
- Нет, конечно! - последовал ответ. - Ермегияеву и Бишимбаеву вменено совершение особо тяжких преступлений в составе организованной преступной группы!
Еще одна важная новость: законодатели смягчили условия отбывания наказания для неопасной категории осужденных в сфере медицины, экологии, информатизации и экономики. Их начнут направлять в учреждения с минимальным уровнем безопасности. Сюда же поместят тех, кто впервые осужден на срок до двух лет по любым преступлениям. В этом году в учреждения минимальной безопасности из колоний с более строгими режимами переведут 400 сидельцев.
- Раньше все они направлялись в учреждения средней или максимальной безопасности - вместе с насильниками, грабителями, разбойниками, у многих длительные сроки. Поправка оградит их от влияния криминогенной субкультуры, идеологии насилия, - сказал Марат Ахметжанов.
Подчеркиваю: мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, насильникам, экстремистам, членам ОПГ и должностным лицам, осужденных за пытки. Напротив, для них действует множество ограничений. Как видите, общество ограждено от наиболее опасных преступников, - сказал под занавес брифинга замгенпрокурора.
В контексте последних событий это утверждение прозвучало не слишком убедительно.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть