2395

Заграница вам не поможет!

Вчера в мажилисе руководство правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета отчиталось за бюджет прошлого года. Депутаты упрекнули правительство в излишней увлеченности иностранными экспертами, причем на средства внешних займов. Отдельно влетело главе Минобра за пшиковый эффект миллиардной программы обучения учителей английскому языку.

По информации руководителя Счетного комитета Натальи ГОДУНОВОЙ, госорганы и нацкомпании продолжают тратить огромные госсредства на международных консультантов с гонорарами, превышающими оплату местных специалистов в 3-4 раза. Причем действует гибкий прейскурант на расходы на одинаковые исследования.
- К примеру, имеют место исследования с идентичными целями и предметом изучения с разницей в стоимости более чем в 60 раз! - прямо заявила глава СК с трибуны мажилиса.
При всем при этом большинство заграничных экспертов привлекаются за счет средств внешних займов! Глава Минфина Бахыт СУЛТАНОВ в этой связи пояснил, что у отечественных специалистов даже с дипломом “Болашака” не хватает необходимых знаний и опыта, как у заграничных специалистов.
В дискуссию вмешался спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН. Он процитировал из громоздкого счетно-правительственного отчета фрагменты о том, как иностранцы выполняли прямые функциональные обязанности… наших доморощенных министерств. Например, средства займа Минфина расходовались на разработку показателей эффективности работы департаментов этого ведомства, на проведение полиграфологического исследования сотрудников, “круглых столов” и конференций.
- Ну зачем вам привлекать для этого специалистов из США и Евросоюза? Ну лучше вас, Бахыт Турлыханович, работы своих подчиненных кто оценит? - вопрошал спикер главу Минфина. - Я думаю, что наши министерства сами могут организовать “круглые столы” и конференции - там целые аппараты сидят! Нет, надо взять деньги под проценты заемные, пригласить зарубежных специалистов. Как возвращать будем, причем с процентами?
Нигматулин поставил чуть ли не ультимативное условие: впредь без заключения межведомственной комиссии правительства парламент не будет принимать займы отдельных госорганов. А Счетный комитет предложил создать единый центр по привлечению экспертов и разработать нормативно-правовую базу по регулированию их оплаты.
Попало под возмущение разгоряченных депутатов и Мин­обрнауки. И есть за что! В прошлом году это министерство на 5,6 млрд. тенге обучало 11 587 учителей преподаванию на английском языке предметов естественно-научного цикла, однако сегодня из них ведут такие занятия всего… 725 педагогов! Это даже не три процента от общей потребности в англоговорящих учителях: для ведения четырех предметов - физики, химии, биологии и информатики - на английском языке в старших классах необходимы в общей сложности 31 928 учителей-предметников. Причем из обученных педагогов лишь 1370 могут сейчас объяснить только термины. Парламентарии недоумевали: как МОН выполнит задачу и подготовит нужное количество педагогов к сентябрю 2019 года?
И тут довольно неожиданную новость сообщил глава МОН Ерлан САГАДИЕВ:
- Сейчас у министерства стратегия изменилась - теперь школам дается право выбора: от одного до четырех предметов преподавать на английском в зависимости от их желания и желания самого класса и родителей. Это связано не столько с преподавателями, сколько с тем, что население требовало права выбора. Мы на это пошли.
Во как! Если называть вещи своими именами, доблестное Министерство образования и науки тихой сапой включило заднюю!
Сагадиев также сообщил, что еще 2000 преподавателей в сентябре этого года приступят к ведению занятий на языке Шекспира, а 8300 учителей продолжат свое обучение английскому до уровня B2. Плюс еще 6000 выпускников педагогических факультетов вузов на уровне бакалавриата и магистратуры обучаются сейчас преподаванию на английском языке.
- Я думаю, за два года, возможно, мы с этой задачей (всеобщего преподавания указанных четырех школьных предметов в старших классах на английском языке. - Л. Т.) не справимся, но за три-четыре года вполне возможно! - жизнеутверждающе заявил он. - Мы делаем упор именно на качество, поэтому не разрешаем большинству преподавать в полном объеме предметы. Сейчас они преподают факультативно, вне общей учебной нагрузки, но эта практика им тоже нужна. Тем более это делается с добровольного согласия как родителей всего класса, так и самих учителей. После того как они (учителя. - Т. Г.) перейдут на полноценное преподавание на приемлемом нам качестве B2, они будут получать доплату.

Тогжан ГАНИ, фото Романа Егорова, Астана

ОТ РЕДАКЦИИ О том, что никак невозможно в короткие сроки подготовить квалифицированных англо­язычных учителей-предметников, газета “Время” и все здравомыслящие педагоги буквально кричали со всех возможных трибун. Но Минобразования и науки упорно стояло на своем. Видимо, достоялось… Мы обязательно продолжим тему в последующих публикациях.

Поделиться
Класснуть