2658

Найдите дешевле, чем у нас!

Министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ (на снимке) заявил вчера, что в Казахстане... почти самый дешевый бензин в мире. Но как реклама, в которой казахстанцам предлагалось найти топливо еще дешевле, чтобы спустить цену, это не звучало. Напротив, главный энергетик на правчасе в мажилисе сообщил о скором выравнивании цен с российским дорогим топливом.

Бывает, что министрам на правчасе и похвастаться нечем. А вот Канату Бозумбаеву явно фартит на всех фронтах. Успехами и благополучием в нефтянке он буквально очаровал весь зал. По его словам, уже в этом году казахстанцы забудут раз и навсегда о бензиновом кризисе; добыча нефти растет небывалыми темпами и принесет экономический рост стране; при этом цены на все виды автомобильного АИ просто смехотворны. Но обо все по порядку.
Казахстан наращивает добычу черного золота. За четыре месяца этого года добыча достигла уже 30 млн. тонн, что на 6 процентов больше аналогичного периода прошлого года.

- Уровень ежегодной добычи нефти страны поднялся на новую планку! В этом году добыча нефти ожидается на уровне 87 млн. тонн - это наш предварительный прогноз. Но такое ощущение, что будет немного больше, - много­значительно улыбнулся Бозумбаев. - И к 2025 году выйдет на уровень более чем 104 млн. тонн в год!
Основными драйверами роста в секторе нефтедобычи будут три проекта - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. При этом цены на нефть продолжают повышаться и радовать. По мнению министра Бозум­баева, в этом году ее стоимость будет в пределах 70-80 долларов за баррель.
У депутатов от такого светлого будущего даже заблестели глаза, позже они благодарили министра за столь содержательный доклад. А вот журналистов выступление смутило. Ведь на прошлой неделе Международное энергетическое агентство в своем ежемесячном отчете сообщало, что Казахстан хуже всех выполняет соглашение по сокращению нефтедобычи среди стран, не входящих в ОПЕК. Как известно, еще в 2016 году мировое нефтеносное сообщество договорилось о суммарном сокращении добычи нефти на 1 млн. 800 тыс. баррелей в сутки, чтобы стабилизировать мировые цены на нефть, которые до этого стремительно снижались. Соглашение действует до конца 2018 года.
- Международное аналитическое агентство, во-первых, использует неправильные данные - неправильный коэффициент баррелизации. Мы уже неоднократно их поправляли. Во-вторых, они не знают, какие обязательства в рамках ОПЕК мы взяли. Мы, Казахстан, выполняем все свои обязательства, взятые нами в рамках ОПЕК! Мы обязались, что будем выполнять определенный объем добычи, лимит, если это не нанесет ущерба международным инвесторам. Это все, что я вам могу сказать, - парировал глава Минэнерго в кулуарах правчаса неудобные вопросы журналистов.
В остальном министр продолжал завораживать нефтянкой, засыпать парламентариев занимательными цифрами.
- Часто мы слышим, что у нас там самые дорогие нефтепродукты в мире. Вот я хочу показать рейтинг международного агентства “Глобал Петрол Прайсес” по ценам на нефтепродукты среди 167 стран мира. По стоимости бензина Казахстан занимает 12-ю позицию с конца, а по дизтопливу - 14-е место! То есть дешевле, чем у нас, бензин продается только в 11 странах мира. В каких? Венесуэла, Иран, Кувейт и Туркменистан. Дизтопливо дешевле только в 13 странах мира. Это также Венесуэла, Иран, Саудовская Аравия, Азербайджан и Туркменистан. Вы скажете: ведь это нефтедобывающие страны! Но дороже, чем наш бензин, в таких нефтедобывающих странах, как Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, Россия, Азербайджан, - подчеркнул он.
Для чего министр это говорил? Канат Бозумбаев смог плавно объявить о скором выравнивания цен автобензина с соседями.
- АИ-92 сегодня в России стоит 214-220 тенге. У нас, вы знаете, в среднем 160 тенге за литр. Мы должны соблюдать паритет. Но это не означает, что у нас цена за бензин станет 215 тенге, как в России. Там гораздо больше налогов, поэтому там цена выше. Но если мы не будем какие-то пропорции соблюдать, наш бензин утечет в Россию, потому что границы открыты у нас, никаких ограничений нет, это законы рынка, - развел руками “бензиновый” министр.
- А какая оптимальная цена для казахстанского АИ-92? - позже спросили журналисты в кулуарах министра.
- Это вам никто не скажет. Это рыночные силы.
Затем министр эффектно заявил, что застарелая проблема дефицита топлива в нефтяном Казахстане вскоре наконец исчезнет. Он напомнил, что еще в прошлом году Казахстан импортировал из России 30 процентов бензина АИ-92, около 25 процентов дизтоплива и почти 60 процентов авиакеросина.
- В текущем году после модернизации нашими НПЗ будет обеспечено 90 процентов АИ-92, также 90 процентов дизтоплива и 50 процентов авиакеросина. А со следующего года уже 100 процентов бензина, 100 процентов дизтоплива и 100 процентов авиакеросина на внутреннем рынке будут обеспечиваться усилиями наших заводов! - нажимая на цифры, торжественно объявил он.
Получается, такими темпами в Казахстане ожидается даже переизбыток собственного бензина! В министерстве уже раздумывают над тем, куда его потом девать.
- Я считаю, что если “КазМунайГаз” вовремя запустит установки по каталитическому крекингу бензина на Шымкентском НПЗ к сентябрю, как обещали, то мы будем иметь не дефицит бензина, а профицит в стране! И мы к другим мерам будем прибегать, будем лоббировать увеличение экспортных возможностей для нефтепродуктов, чтобы не было затоваривания, - деловито добавил министр Бозумбаев.
А пока, учитывая имеющуюся импортозависимость по бензину и дизтопливу, Минэнерго продолжает вести ежесуточный мониторинг состояния обеспеченности рынка по остаткам на нефтебазах и объему импорта ГСМ. Кроме того, для максимальной стабильности на трех НПЗ внедряется автоматизация управления ремонтами. То есть ежегодные сроки ремонтов сократятся с 45 до 20 дней, а остановка на 45 дней будет осуществляться только раз в три года.
Сегодня один из приоритетов деятельности Минэнерго - решение вопроса о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане. В ведомстве уже создана рабочая группа.
Депутаты сидели словно заколдованные. Ни гневных тирад, ни обвинений не было даже со стороны аксакалов мажилиса.
Самые эмоциональные вопросы депутаты оставили почему-то на так называемые обсуждения в конце, когда не требуются ответы докладчика. Так, мажилисмен Омархан ОКСИКБАЕВ сотрясал воздух, вопрошая, когда и как будут возвращаться долги в нефтянке, которые составляют две трети всего внешнего долга страны. В кулуарах журналисты переадресовали этот вопрос главе Минэнерго.
- Я не отвечаю за государственный долг! - чеканно выпалил Бозум­баев и двинулся к выходу своей твердой походкой. Потому что был прав.

Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть