1718

...Тем крепче наша оборонка

Более 3 млрд. тенге требуется Министерству оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП) для развития отрасли. О том, какие задачи и вызовы сегодня стоят перед отечественным оборонно-промышленным комплексом (ОПК), вчера на правительственном часе в мажилисе рассказал глава профильного ведомства Бейбут АТАМКУЛОВ (на снимке).

Внушительная сумма финансовых средств необходима на разработку в течение ближайших пяти лет более тысячи военных стандартов, которые помогут казахстанским предприятиям модернизировать производство и освоить выпуск современной военной продукции. Отсутствие стандартов, по словам Атамкулова, провоцирует коррупционные риски со стороны заказчиков и исполнителей.
По информации министра, за 26 лет независимости в стране разработано всего 56 национальных военных стандартов, тогда как в гражданском секторе эта проблема решена - ежегодно на разработку одной тысячи стандартов выделяется 1 млрд. тенге. В целом в ОПК требуется разработать 30 тысяч военных стандартов, отметил он.
Острой проблемой оборонно-промышленного комплекса является нехватка кадров, однако руководству отрасли удалось сохранить костяк опытных специалистов, подчеркнул министр.
Говоря о планах министерства, Бейбут Атамкулов сообщил, что разработан проект концепции перевооружения Вооруженных сил и развития ОПК до 2030 года.
- Перед нами стоит модернизационный вызов. В ближайшие годы мы проведем технологическую модернизацию на девяти предприятиях с упором на выпуск перспективных видов продукции, и мы делаем упор на экспортный потенциал, - отметил глава МОАП.
В 2018 году, продолжил он, на Алматинском авиаремонтном заводе будет запущена крупноузловая сборка вертолетов Ми-8/17. А на базе авиационно-технического центра в этом году запланирован капитальный ремонт десяти самолетов фронтовой и четырех самолетов военно-транспортной авиации. Как подчеркнул министр, в дальнейшем планируется увеличить казахстанское содержание за счет локализации процессов ремонта и в целом развивать отечественную авиационную промышленность.
Мажилисмен Александр СУСЛОВ поднял вопрос о состоянии уральского завода “Зенит”, являющегося единственным в стране предприятием по производству морского кораблестроения. Он выразил озабоченность тем, что сегодня загрузка мощностей данного предприятия составляет всего 60 процентов.
Атамкулов ответил, что благодаря инженерно-техническому составу завода сегодня 47 судов разного класса находятся на вооружении казахстанской армии и Пограничной службы.
- Но объем исчерпан, не могут Вооруженные силы набирать большое количество судов, поэтому мы ставим задачу руководству данного предприятия ориентироваться и на гражданскую продукцию. Мы ставим и другим нашим машиностроительным заводам такую задачу, - прокомментировал министр.
Вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО подсказал направления, по которым можно развивать отечественное кораблестроение. В частности, это нефтесборочные и противопожарные судна.
Высказался Владимир Карпович и о состоянии отечественного оборонно-промышленного комплекса.
- Все, что связано с поставками нашим Вооруженным силам, нужно вытащить из иностранных закупок и поставить все на производство (отечественное. - Л. Т.). Средства химической, бактериологической, радиационной защиты, противогазы. Четыре года говорю, что нам нужно несколько миллионов противогазов! Сейчас их потихоньку начинаем закупать за рубежом. Что, трудно организовать выпуск резиновой маски? Говорили же неоднократно - ничего подобного, не двигаемся! - возмутился он, добавив, что не решается вопрос и с производством отечественных бронежилетов.
Однако главе МОАП нашлось, чем крыть. Не без гордости он рассказал о том, как развивается экспорт продукции ОПК. Так, предприятие “Еврокоптер Казахстан инжиниринг” начало экспортировать свои услуги, получив в этом году право на техническое обслуживание всех вертолетов класса “Еврокоптер”.
- Мы стали единственным сертифицированным центром на всей территории постсоветского пространства. Сегодня в нашем центре в Астане ремонтируются вертолеты Российской Федерации, Украины, Закавказья, Центральной Азии, Монголии. Сегодня около 50 процентов дохода у нас как раз составляет экспорт услуг. Компания выходит на высокий уровень еще и как центр подготовки пилотов. К этому году в нашем авиационном центре мы уже подготовили 60 пилотов для сопредельных государств, - сообщил Атамкулов.
В кулуарах он подробнее рассказал журналистам о развитии экспорта. Так, в 2017 году Казахстан поставил на внешний рынок оптическую продукцию на сумму более 2 млрд. тенге, причем все комплектующие произведены в нашей стране. Но называть страны-импортеры министр не стал, сославшись на правило конфиденциальности сделки.
- Мы экспортируем в соседние дружественные страны запорную арматуру для подводных кораб­лей, вооружения различных видов. Кроме того, мы производим и поставляем на экспорт специальную кислородно-дыхательную аппаратуру, системы отопления для самолетов и вертолетов, - перечислил список экспортируемой продукции Бейбут Атамкулов.
Между тем на правчасе депутатов интересовал вопрос о том, как обеспечиваются военной техникой подразделения Пограничной службы, включая морскую охрану. Как сообщил зампредседателя Комитета нацбезопасности, директор Погранслужбы Дархан ДИЛЬМАНОВ, в этом году сумма государственного оборонного заказа составила порядка 13 млрд. тенге, 90 процентов из которых направлено на обеспечение защиты рубежей.
- Идет второй этап модернизации кораблей нового типа. Если судить по Каспию, то мы можем идти до территориальных вод наших соседей - России, Азербайджана, Туркмении и присутствовать в центральной части вод продолжительное время. Это позволяет наша техника. Всей необходимой техникой нас обеспечивают казахстанские заводы. Смело могу заявить: качество отвечает всем нашим требованиям, - сказал замглавы КНБ.
Однако Владимир Божко раскритиковал отечественные предприятия за то, что они подчас срывают государственный оборонный заказ.
- Завод имени Кирова несвое­временно поставил командно-штабные машины Министерству обороны. В 2017 году не принято 9065 комплектов полевых костюмов для Министерства обороны, сорван капремонт десяти танков Т-72 и пяти единиц БМП. Там и затягивание заключения договоров между “Казинжинирингом” и Семипалатинским заводом. Последнему пришлось разорвать договор, потому что “Казинжиниринг” подписал его только в мае 2017 года. Нам надо предусмотреть в законе, чтобы договоры заключались на 3-5 лет с соответствующим финансированием, потому что только подобная политика позволяет развивать производство, - заключил Божко.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть