Научная фантастика
Ученых, подписавших обращение к главе государства после скандального распределения грантов на исследовательскую деятельность, подозревают в распространении “информации клеветнического характера с обвинениями в создании коррупционных схем в деятельности государственного органа”.
Первым в минувшую пятницу на допросе побывал старший научный сотрудник Астрофизического института имени Фесенкова (АФИФ) Максим МАКУКОВ (на снимке). По его словам, теперь он точно знает, что комитет по науке МОН еще 13 февраля подал заявление в спецорганы по поводу того, что с блог-платформы yvision.kz распространяются якобы несоответствующие действительности сведения о деятельности как национальных научных советов (ННС), так и комитета по науке вместе с его руководителем Болатбеком АБДРАСИЛОВЫМ.
Максим говорит, что после продолжительного допроса ему вручили повестку на 10 апреля. Причем он, алматинец, должен явиться аж в Астану - в следственное управление столичного ДВД. До этого времени в Астану выедет его адвокат, чтобы убедиться, что в отношении Макукова точно есть какое-то заявление. Пока же в пятницу, 16 марта, следователи предприняли попытку изъять его оргтехнику, не имея на то никаких оснований, и у них это не получилось.
- Из разговоров с оперативником я понял, что есть какие-то заявления от ученых, в которых они не признают свои подписи под обращением к президенту, - сообщил Макуков газете “Время”. - Тут надо понимать, что всего было два варианта обращения. К одному - в текстовой форме - действительно я причастен. Под ним вместе с моей было 67 живых подписей. Оно опубликовано на фигурирующем в деле веб-портале и во многих СМИ. Тут же стали приходить по электронной почте еще подписи в поддержку основного текста. Добавилось, кажется, больше сотни. Обо всем этом я и сообщил следствию. А в тексте не было никакой клеветы. Там были перечислены все, по мнению инициаторов письма, нарушения положения об ННС. Более того, сам текст был опубликован после того, как его официально передали в администрацию. Было еще видеообращение к главе государства, подготовленное астанинскими коллегами. Практически аналогичное. Меня допрашивали по текстовому варианту.
По словам Макукова, интерес к его оргтехнике со стороны следствия может быть вызван двумя причинами. Он не исключает, что в случае изъятия компьютера могли из его почты исчезнуть оригиналы этих 67 подписей, а потом его можно было бы обвинить в фальсификациях. Вторая возможная причина - проверить, не является ли он тем самым лицом, которое под псевдонимом Megamind не только рассказывает об этом скандале, но и сообщает о других нелицеприятных историях из прошлого руководителей казахстанской науки.
- Мне кажется, что их больше интересует этот самый Megamind, продолжающий публиковать свои материалы, - считает Макуков. - Иначе непонятно, почему на открытое обращение к президенту, опубликованное 7 февраля, отреагировали таким образом лишь 16 марта.
Вчера председатель комитета по науке Болатбек Абдрасилов на ведомственном сайте опубликовал свое заявление к “уважаемым коллегам”. Правда, сделано оно было уже после того, как в соцсетях с подачи ученых поднялась новая волна возмущения, но уже по поводу методов поиска научной истины.
“По нашим данным, полиция ищет людей, которые под фейковыми именами распространяли заведомо ложную информацию, - пишет Абдрасилов. - К ученым, которые открыто обращались по спорным вопросам, у нас нет никаких претензий. Поэтому у ученых нет повода бояться чего-либо: комитет по науке выступает за открытую, но в то же время конструктивную дискуссию, которая шла в последнее время, в том числе и в СМИ”.
Мы следим за развитием событий.
Игорь НЕВОЛИН, фото с персональной страницы Максима МАКУКОВА, Алматы