Ниже низшего предела
Таким наказанием может отделаться Муратхан ТОКМАДИ (на снимке), обвиняемый в убийстве банкира Ержана ТАТИШЕВА по заказу Мухтара Аблязова. Оглашение приговора ожидается 16 марта.
Уже всем известно, что гособвинение запросило для Токмади 12 лет лишения свободы. Но молва судачит не об этом, а о том, что прокуратура даже не заикнулась о необходимости конфискации имущества руководителя ТОО “КазСтройСтекло” и ни разу в ходе прений сторон не упомянула о его побеге вечером 8 марта!
- Не было доказательств того, что имущество (М. Токмади. - Ред.) было добыто преступным путем. В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 2017 года нормативами Верховного суда, где прямо говорится, что конфискация не применяется, если не установлено, что имущество было добыто преступным путем, прошу конфискацию как дополнительный вид наказания не применять, - объяснил в суде в минувший понедельник логику надзорного органа гособвинитель Асхат НУРЛЫБАЕВ.
Все бы хорошо, но ведь сам Мурка (как величают Токмади в криминальной среде) неоднократно сообщал, что Муха (известный в цивилизованных кругах как Мухтар Аблязов) отсчитал ему за заказное убийство (!) Ержана Татишева 4 млн. долларов! Разве это не преступный доход? Впрочем, мы можем чего-то не знать. Несмотря на подробности, которые нам уже известны (см. “Кто крышевал Аблязова и Токмади”, “Время” от 13.3.2018 г.) и будут известны еще.
Но вернемся к прениям сторон, состоявшимся вечером 12 марта. Первым выступило гособвинение. Оба прокурора разделили свою долгую насыщенную речь на две части. Асхат Нурлыбаев изложил фабулу преступления, подробно остановился на том, что ему предшествовало, проанализировал сложные финансовые и личностные взаимоотношения в мире олигархата (чтобы было ясно, кто за кем стоял и кому было нужно убийство банкира Ержана Татишева), исследовал направления денежных потоков в Банке ТуранАлем.
Коллега Нурлыбаева Ильяс ЕСКАЛИЕВ акцентировал внимание на том, как подозреваемому Токмади удалось увильнуть от ответственности, какую “непротекаемую” крышу он имел, как фальсифицировали доказательства тогдашние эксперты и как сегодняшние специалисты вывели их на чистую воду. В итоге был сделан вывод о том, что в главном судебном разбирательстве оказались полно и всесторонне исследованы все доказательства заказного убийства Татишева.
Прокуроры попросили назначить Токмади за это преступление 11 лет 6 месяцев лишения свободы, а с учетом предыдущего наказания определить окончательно 12 лет лишения свободы.
Любопытно, что представитель семьи Татишевых Евгений ЯВОРСКИЙ полностью поддержал гособвинителей.
Выступившая затем адвокат Токмади Анжелика АЖИГУЛОВА свою речь построила на поиске смягчающих обстоятельств своего клиента: и пятеро детей, и положительная характеристика, а главное то, что ее подзащитный “активно способствовал раскрытию преступления и полностью выполнил все условия заключенного с ним процессуального соглашения”. К тому же преступление совершено слишком давно, за это время прошло несколько амнистий. В таких случаях, по мнению адвоката, назначается наказание ниже низшего предела. И она попросила такое наказание и назначить.
- Со всем согласен… Раскаиваюсь… Прошу учесть смягчающие обстоятельства… Прошу назначить “ниже низшего предела”, - был краток в своем последнем слове главный фигурант.
А что же скажет суд?
Галина ВЫБОРНОВА, КазТАГ, Тараз