8360

Дело Бишимбаева: Чуда не случилось

Завершается суд по громкому делу бывшего министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА (на снимке). На этой неделе заканчиваются прения сторон. Последние доводы участников процесса вновь вызвали в обществе резонанс. Больше всего шума наделали прокуроры, которые потребовали осудить экс-министра и его родственника по максимуму, а в отношении других подсудимых попросили суд проявить гуманность и приговорить к небольшим срокам, некоторых и вовсе амнистировать.

Долгожданные прения начались с опозданием - из-за отсутствия некоторых адвокатов заседание перенесли на несколько дней. Подводить итоги суда по этому делу начали прокуроры. Их выступление заняло практически целый день с перерывом на обед. Государственные обвинители Сауле СЫДЫКОВА и Алибек АЙТЖАНОВ, видимо, тщательно подготовили свое выступление и по очереди, чтобы не изматываться, дополняли друг друга.
В этой речи было все: и философское вступление, и ссылка на мораль, законы и совесть. Говорили прокуроры и о природе преступлений, об особой опасности коррупционных преступлений, о работе, проделанной органами уголовного преследования. Прошлись и по биографии подсудимого Бишимбаева, построив образ некоего неблагодарного болашаковца, наплевавшего на государство и заворовавшегося молодого чиновника. Далее последовало долгое повествование всех эпизодов, по которым обвиняется бывший министр национальной экономики. Пересказывать речь прокуроров и вновь рассказывать фабулу всего дела в этом материале мы не будем, так как наше издание с самого начала освещает этот процесс. Остановимся лишь на отдельных принципиальных моментах, которые должны заставить задуматься наших читателей.

Прокурорские запросы
Практически все судебное разбирательство состояло лишь в изобличении главного фигуранта - Бишимбаева. Хотя на скамье подсудимых 23 человека! То есть именно столько людей, по мнению следствия, совершили преступление. Да, конечно, почти 90 процентов из них признались и в ходе досудебного расследования рассказали и показали все, что творили. И заодно указали на экс-министра как на главного злодея. В юридической практике нашей страны это называется деятельное раскаяние и сотрудничество со следствием, есть соответствующие статьи в УК РК и УПК РК. Согласно этим нормам и было внесено ходатайство в суд еще до прений о процессуальном соглашении. Его подавали бывший председатель правления ТОО “Orda Glass” Даурен ИБРАШЕВ, бывший менеджер дирекции по реализации государственных программ АО “Байтерек Девелопмент” Азиз АКРАМОВ, частный нотариус из Тараза Одылжон АКРАМОВ, соучредитель ТОО “Project City Group” Арман КОМАРОВ, учредитель компаний-подрядчиков “Шымкентхиммонтаж” и “Завод строительных металлоконструкций” Жаксылык ИСАБЕК, строивший стекольный завод в Кызылординской области. Суд тогда вывел это дело в отдельное производство и затем отказал в процессуальном соглашении с формулировкой, что при вынесении положительного решения будут нарушены права и интересы других подсудимых. В общем, этим фигурантам не удалось отделаться легким испугом. Хотя, как теперь становится ясно, следователи взамен на показания на Бишимбаева обещали им именно такой исход. Подтверждаются наши предположения выступлениями прокуроров в прениях, где они предложили суду наказать их не по всей строгости закона. Как говорят на языке юристов, попросили “ниже низшего предела”. При этом для самого Бишимбаева они запросили по максимуму - 12 лет с конфискацией. Для сравнения покажем, сколько, по мнению обвинения, должны получить другие участники дела, хотя статьи такие же тяжкие.
Итак, Бахыта ЖАКСЫБАЕВА, бывшего руководителя АО “Байтерек Девелопмент”, просят признать виновным по ст. 366 ч. 4 УК РК и назначить наказание с применением ст. 55 ч. 4 УК РК в виде двух лет шести месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. Аслана ДЖАКУПОВА, зампреда АО “Байтерек Девелопмент”, - аналогично по тем же статьям и к такому же небольшому сроку. Дильруха АНАРБАЯ, бывшего управляющего директора нацкомпании, признать виновным по ст. 28 ч. 5, ст. 366 ч. 4 и назначить наказание с применением ст. 55 ч. 4 УК РК в виде трех лет лишения свободы с конфискацией имущества. Здесь отметим особую роль Анарбая в этом деле, о чем чуть ниже будет рассказано.
Другой топ-менеджер госкомпании Бауыржан АЙТИМБЕТОВ, по мнению прокуратуры, должен быть признан виновным по ст. 28 ч. 5, ст. 366 ч. 4 и получить наказание в виде двух лет пяти месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. Бывший сотрудник АО “Байтерек Девелопмент” Газиз САРИЕВ также за взятку должен отсидеть два года, и у него должно быть конфисковано имущество.
По отношению к остальным фигурантам уголовного дела прокуратура и вовсе сжалилась и стала просить суд вынести наказание в виде пяти и шести лет ограничения свободы, другим - всего полтора года отсидки и применение амнистии. Проявили участие и к владельцу ТОО “Шымкентхиммонтаж” Жаксылыку Исабеку: блюстители законности попросили признать его виновным по ст. 189 ч. 4 п. 2 и назначить наказание, с применением ст. 55 ч. 4 в виде одного года шести месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. Предприниматель сознался в том, что дал взятку Бишимбаеву в сумме 2 млн. долларов, и в хищении больше 1 миллиарда тенге при строительстве стекольного завода. Хотя бизнесмен и так уже пострадал, его фирма была парализована и практически обанкротилась и не может выполнять свои обязательства, так что на воле его ждут кредиторы с кучей долгов. А у стороны Бишимбаева есть четкие доводы о том, что хищения денег, по сути, не было, да и взятки, естественно, тоже.
Но Куандык Бишимбаев в своей участи не одинок. Его двоюродного брата Султана НУРЛЫБЕКА, по версии следствия, считают соучастником в получении взятки
2 млн. долларов и требуют посадить на 10 лет.
Конечно, в прениях выступали все адвокаты. Они как один повторяли слова прокуроров о всестороннем рассмотрении дела и объективном расследовании. Просили за своих подзащитных пересмотреть в части конфискации и не лишать их имущества.

Доводы Бишимбаева
В прениях дали слово и главному подсудимому. Речь Куандыка Бишимбаева длилась также почти целый день. Как и в своих ранее данных показаниях, бывший министр национальной экономики детально и скрупулезно разложил каждый эпизод. В частности, высказался по поводу двух миллионов долларов.
- Никогда я не говорил Исабеку ни о взятке, ни об использовании аванса на какие-то иные цели. Исабек сам признает, что никакие взятки не передавал на видео. Нет взятки никакой. По запросу адвоката Рахманова к делу приложено заключение специалиста Санкт-Петербургского института независимой оценки, представлена расшифровка этого диалога на видео, в том числе слова Исабека с 50-й на 51-ю секунду: взятки нет там никакой. Вот пример, когда человек дает противоречивые показания. Я не могу объяснить, почему он меняет свое мнение. В каком случае он говорит правду? - задался вопросом Куандык Бишимбаев.
Детально остановился он и на эпизоде по пресловутому хищению более одного миллиарда тенге, выделенного в рамках финансирования из госбюджета на строительство стекольного завода в Кызылординской области. Здесь подсудимый обратил внимание на имеющееся в деле заключение аудиторской проверки, где документально отражено, куда были потрачены эти деньги: более 700 миллионов тенге - на стройматериалы, более 300 миллионов - на расходы, связанные с зарплатой рабочих, их спецодежду и содержание, остальные - около 300 миллионов тенге, по мнению Бишимбаева, Исабек потратил на операционные расходы собственной компании, что не противоречит ни законам, ни каким-либо правилам. Абсурд в хищении заключается еще и в том, как может человек похитить деньги у самого себя. Ведь Жаксылык Исабек принялся за строительство объекта, взяв банковскую гарантию, заложив при этом все свое имущество, которое стоит в несколько раз больше, чем сам проект. По сути, есть ли смысл рисковать нажитым имуществом, во много раз превышающим сумму хищения? По мнению бывшего чиновника, бизнесмен пошел на оговор самого себя, чтобы избежать сурового приговора.
- Когда люди признают свою вину - это, наверное, прекрасно. Но просто признание вины не должно сопровождаться перекладыванием ответственности и выдумыванием каких-то историй, чтобы в это вплести меня, - в сердцах бросил Бишимбаев.

Многоликий Анарбай
Во вторник и в среду выступали в прениях и защитники Бишимбаева. Речь адвоката Мади МЫРЗАГАРАЕВА заняла несколько часов. Он акцентировал внимание суда и присутствующих на нестыковках в материалах дела, причем появившихся с самого начала уголовного дела. А именно - рапорты следователей Нацбюро, где имеется масса противоречий в части регистрации и должного оформления производства. По мнению адвоката, это не что иное, как подтасовка материалов дела. Наше издание уже писало об этом (см. “Свет мой, стеклышко, скажи!”, Время от 15.11.2017 г.). Говорил защитник и о других процессуальных нарушениях и нестыковках. В том числе и о моментах, где - у следствия в обвинительных актах: старом и новом - никак не бились даты и факты при передачах откатов в эпизоде по АО “Байтерек Девелопмент”. Обратил внимание он и на тот неоспоримый факт, что в суде так и не выяснили, кто, сколько, когда и при каких обстоятельствах из раскаявшихся взяточников в поборах строителей передавал лично в руки Бишимбаеву деньги. Впрочем, отдельно стоит рассказать о показаниях одного из главных получателей мзды Дильрухе Анарбае.
- Ваша честь, я не поленился и подсчитал, сколько раз изменил показания Анарбай. Оказывается, в ходе досудебного расследования и судебного следствия он свои показания менял по меньшей мере 29 раз. Этот Анарбай - ключевой свидетель, - сказал адвокат Мади Мырзагараев.
Он рассказал, что Анарбай дважды менял показания относительно конвертации 70 млн. тенге, полученных от предпринимателей. По поводу передачи этих денег он также дважды менял показания. По времени передачи первого транша Абдрахманову, строившему загородный дом, Анарбай изменил свои показания четыре раза. Похожая ситуация и по другим эпизодам получения взяток.
Здесь надо пояснить, что в материалах дела этот фигурант проходит как центральный участник коррупционной схемы. Именно Анарбай вел переговоры со строителями и через него руководители АО “Байтерек Девелопмент” получали откаты. Он же и стал главным изобличителем всех для следствия. Это подтвердил в ходе прений и его адвокат, прося суд о снисхождении для него. В своей речи защитник утверждал, что если бы не Анарбай, то не было бы такого результативного исхода для Нацбюро, практически он вывел всех на чистую воду. А взятки брал и возил своим шефам в ущерб собственному карману - летал в города за свой счет и ни тиынки из полученных взяток себе не брал. Делал это даже будучи уволенным из нацкомпании. А свой альтруизм подсудимый объяснил тем, что наивно, по-детски рассчитывал со временем получить свою долю большим бонусом от своего начальства.
Однако исходя из всего, что известно, можно предположить, что Анарбай и является агентом Нацбюро, который и ранее сотрудничал с органами и, возможно, по его наводке была раскрыта вся коррупционная схема государственных девелоперов. Ведь Дильрух Анарбай имеет за плечами работу в органах финансовой полиции и судимость по лжетерроризму. Возможно, его таланты еще не до конца раскрыты.

Слово в прениях взяла и супруга экс-министра национальной экономики. В суде Назым Бишимбаева (на снимке) тоже является защитником мужа. Естественно, ее выступление было эмоциональным, хотя она старалась не давать волю чувствам. В принципе, ее слова в целом характеризуют суть всей этой драмы.
- Ваша честь, я хотела сказать, что в первую очередь участвую как гражданин Республики Казахстан, которому небезразличны такие понятия, как справедливость и честь. И лишь во вторую очередь как супруга. С самого начала ареста я не устаю удивляться и ужасаться этим событиям. Меня все время терзает мысль, что такого не может быть - чтобы человека арестовали на показаниях людей, с которыми он не общался, не разговаривал, не созванивался, - сказала Назым Бишимбаева. - Я до последнего момента ждала, что уважаемые органы обвинения вспомнят о своем долге и найдут в себе силы признать свою неправоту. Однако чуда не случилось...

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть