Все прелести госслужбы
Мат, побои и сексуальное домогательство терпят на работе казахстанские госслужащие. О том, в каком моральном климате им приходится работать и как с этим бороться, говорили в среду в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Издержки госслужбы раскрыло социологическое исследование, проведенное по заказу Программы развития ООН. В нем участвовали несколько тысяч госслужащих центральных и местных органов.
Больше половины опрошенных заявили, что ежедневно задерживаются на работе в среднем на 1 час 20 минут. Причем почти в 80 процентах случаев за сверхурочные не платят. Также 41 процент госслужащих отметили, что выполняют поручения руководства, не связанные со своими прямыми служебными обязанностями. А 5,4 процента сообщили, что в штате госорганизаций числятся “мертвые души”.
Почти половина госслужащих все еще считают, что значительную роль в продвижении по службе играют патронаж, трайбализм и личные связи. Но главная ахиллесова пята госслужащих - это пресловутая этика и поведение. И здесь обнаружены самые страшные нарушения.
- 17,9 процента госслужащих отмечают, что участвуют в разговоре на повышенных тонах, с переходами на личности и маты при решении рабочих вопросов. 2 процента отметили случаи рукоприкладства, драк и других форм физического запугивания на работе. Менее 2 процентов говорили о том, что есть нежелательные знаки внимания с сексуальным подтекстом. 1,4 процента отмечают случаи сексуального домогательства со стороны начальства и 1,9 процента - нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, - огласила итоги исследования социолог Алия ОРАЗГАЛИЕВА.
Казахстанские госслужащие могли поднять шум с сексуальными домогательствами не меньше нынешних голливудских скандалов и даже отправить в отставку своих посягателей, но эти факты они стараются скрывать. В этой связи в Агентстве по госслужбе обратились к жертвам насилия на работе.
- Поскольку госслужащие боятся за свою будущую судьбу, за то, как они будут работать в коллективе, к сожалению, они не заявляют о таких фактах. Но нужно менять сознание госслужащих! Надо понять, что если мы сейчас не будем сами защищать свои права, то никто их не восстановит! Необходимо заявлять о каждом факте нарушения прав госслужащих. Наше агентство призвано защищать их. И при наличии жалоб мы будем принимать самые принципиальные меры по восстановлению и защите прав наших госслужащих! - заявила зампредседателя АДГСПК Айгуль ШАИМОВА.
А учрежденные летом прошлого года во всех регионах, госорганах и акиматах уполномоченные по этике пожаловались на то, что не имеют большого авторитета и реальных рычагов влияния на грубых начальников.
- Показательным примером является поведение руководителя “Теплотранзита” города Астаны Василия КУРИСЬКО. На него поступила жалоба, что в обменнике его полмиллиона тенге не обменяли по тому курсу, по которому он хотел. На следующий день он этому обменнику закрыл краны, отключил отопление. Зимой! Я сделал ему предупреждение и направил письмо в уполномоченную организацию о принятии мер. И вы думаете, что-то произошло? Конечно, ничего! Максимум, что могут, - это порицание или выговор, - посетовал уполномоченный по этике - замруководителя аппарата акима г. Астаны Имин САБИРОВ. - До тех пор, пока действия уполномоченного по этике не будут иметь какой-то инструмент, дубинку, это будет хорошей ширмой, и не более. Надо, чтобы решения подлежали обязательному исполнению так же, как и протоколы полицейских. Поэтому в Кодексе об административных правонарушениях положение уполномоченного по этике можно было бы дополнить некоторыми подпунктами.
Его предложение обещали рассмотреть в Агентстве по госслужбе.
Тогжан ГАНИ, фото Романа ЕГОРОВА, Астана

Тогжан ГАНИ