И стыдно, и больно!..
Экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, обвиняемый во взяточничестве и крупных хищениях, дал вчера показания в суде
Он попросил прощения у главы государства и всего народа. Но не за вменяемые ему преступления, а за то, что глубоко ошибся в подборе кадров: мол, они-то его и подвели, за спиной наворотили дел и в итоге оклеветали бывшего шефа.
К трибуне Бишимбаев вышел в наручниках - их конвоиры сняли с обвиняемого не сразу, за что получили замечание судьи. Свои показания экс-министр давал в течение двух часов без остановки и единой запинки. Он говорил чуть ли не взахлеб, даже председательствующий попросил его не торопиться. Куандыка Бишимбаева можно понять: он молчал почти год, с самого задержания, и вот решил, видимо, высказать все:
- Я видел предвзятое отношение со стороны следствия, органов обвинения. Некоторые подозреваемые на очных ставках со мной плакали, и я понимаю почему: от безысходности и давления машины следствия, которая давила всех и заставляла называть мою фамилию, давать против меня показания, даже если эти люди меня абсолютно не знают. Неоднократно меня приглашали на своего рода непроцессуальные беседы без адвоката, в которых предлагали признаться во всем, иначе мне дадут по максимуму.
- Я принял решение воспользоваться законным правом дать показания только в суде, на котором будут присутствовать представители СМИ, дать объективные, честные показания, которые мне известны. Представить казахстанскому обществу сведения по вменяемым мне преступлениям, - заявил Бишимбаев.
По его словам, он не верит во все то, что с ним сейчас происходит.
- Я понимаю, почему многие люди меня тут оговаривают. Когда тебе следователь обещает уменьшить срок или выпустить, каждый человек, находясь в заключении, начинает верить во все, что ему говорят. Откровенно говоря, я никогда не мог подумать, что на голословных, ничем не подтвержденных заявлениях заинтересованных подозреваемых не только меня, но и любого гражданина нашей страны можно облить грязью, оболгать и посадить на скамью подсудимых! При этом ни один орган, ни прокуратура не хотят объективно разбираться в сути происходящего. Остановите этот беспредел! Я сейчас в шоке, и это не дает мне покоя. Неужели это на самом деле происходит?! - риторически вопросил экс-министр.
Когда он сказал, что подвел главу государства и всех казахстанцев, журналисты удивились, ведь подсудимый, как известно, полностью отрицает свою вину. Но сожаление Бишимбаев выразил совсем по другому поводу:
- Я осознаю, что виноват перед президентом! Люди, которых я знаю, которых пригласил на работу - Жаксыбаев (Бахыт, подсудимый, экс-председатель правления АО “Байтерек Девелопмент”; здесь и далее в скобках мои примечания. - Л. Т.), Джакупов (Аслан, обвиняемый, бывший зампредседателя правления АО “Байтерек Девелопмент”) и другие, подвели меня. Я несу за это ответственность перед главой государства! За всю эту ситуацию и стыдно, и больно, что не оправдал доверие президента. Я так ошибся в подборе кадров! Приблизил людей, которые использовали меня и мое доверие. Я прошу у главы государства, у всего нашего народа прощения за это!
Бишимбаев подчеркнул, что всеми своими профессиональными достижениями обязан именно главе государства, но при этом отметил:
- Я не признаю себя виновным в совершении преступлений, о которых говорится в обвинительном акте! Я знаю это достоверно! Все участники процесса убедились, как в ходе судебного заседания обвиняемые меняли, искажали показания, не раз данные в ходе следствия, меняли даже показания, данные в суде. К сожалению, все это происходит не без участия органов следствия.
В первую очередь Куандык Бишимбаев пояснил ситуацию с баней в поселке Косшы, которую согласно следствию экс-министр строил себе якобы на полученные от строительных компаний взятки в рамках госпрограммы “Нурлы жер”.
- Этот объект (баня) строился совместно, в складчину мной, Жаксыбаевым, НУРЛЫБЕКОМ, БАБАГУЛОВЫМ, ДОСТИЯРОВЫМ Аскаром и СИСИМБАЕВЫМ Ренатом. И следствие об этом достоверно знало! Но эта версия их не устраивала, так как в этом случае никакого преступления с моей стороны и других лиц нет. Все, кто привлекался по этому делу в каком-либо виде, не говорят, что этот дом принадлежит Бишимбаеву. Напротив, подсудимые, меняющие свои показания, подтверждают, что дом строился не на взятки, а затем говорят, что он строился на взятки, а потом говорят, что он строился не в складчину, - несколько сумбурно поведал экс-министр.
Однако, по его словам, в материалах дела есть доказательства, что этот объект строился совместно, и пользовались им все перечисленные лица по своему усмотрению - отдыхали, отмечали праздники, приводили своих знакомых.
- Если это мой дом, почему там все творят что хотят? Почему обстановкой интерьера занимался не я или моя супруга, а Жаксыбаев Бахыт? Разве так бывает, что человек строит дом и ему все равно, что там происходит? Мне этот дом не принадлежит. Я такой же пользователь, как и все, который внес свои средства в его строительство. Как следует из записи разговоров, Жаксыбаев легко распоряжается домом, разрешает своему помощнику там поспать. Не я! Жаксыбаев говорит Сапарымбетову: ты поспи там до вечера, выспись, а потом закажи мне на день рождения еду, напитки. Это диск 10.65. Почему, если это мой дом, там спокойно ночует, развлекается Сапарымбетов?! У меня он не спрашивал, потому что это не мой дом! - обратился к суду бывший глава Миннацэкономики, а затем заметил:
- Я не причастен к деяниям Жаксыбаева и его людей. Поверьте мне и материалам дела. Если бы я хоть тиын получил лично или через кого-нибудь, то эти обстоятельства были бы давно задокументированы. Ведь Нацбюро, как я теперь понимаю, имело конечную цель и желание любыми способами привязать меня к уголовному делу, к которому я не имею отношения. Поэтому, чтобы как-то привязать меня, используется баня в поселке Косшы.
Подсудимый открестился и от столичного ресторана “Prяник”, который, как уверяли фигуранты дела, принадлежит Бишимбаеву. По словам экс-министра, хозяевами заведения являются его родители и родственники. Ресторан приобрели еще до работы Бишимбаева в холдинге “Байтерек”.
Он также заявил суду, что не причастен ни к каким махинациям в нацхолдинге “Байтерек”, который возглавлял до мая 2016 года, взяток не брал и не знал лиц, которые сейчас проходят по данному уголовному делу. По словам Бишимбаева, в 2014 году президент поручил разработать и реализовать программу жилищного строительства по аренде жилья с последующим выкупом. В задачу входило сдать в 2015 году 400 тысяч квадратных метров жилья.
- Тогда “Байтерек” не участвовал ни в одной программе и был одной из самых маленьких организаций в холдинге. Я вопросами никакими напрямую не занимался, все вопросы решал куратор от фонда (“Самрук-Казына”). Затем в 2014 году в АО “Байтерек Девелопмент” пришли работать АНАРБАЙ, Сапарымбетов, САРИЕВ. Никогда Жаксыбаев не согласовывал их приход со мной. Я их не знал, никаких указаний не давал, я вообще не знал, что они работают! - сказал Куандык Бишимбаев.
После заседания в кулуарах комментарии журналистам дали супруга подсудимого Назым БИШИМБАЕВА (на снимке) и его адвокат Сеит РАХМАНОВ.
- Конечно, его обманули, и никто не застрахован, все мы люди. Как я считаю, у него (НУХ “Байтерек”) было много дочерних компаний и за всеми ими он не смог следить. Но сам он считает, что это его большая ошибка, - сказала жена экс-министра.
В свою очередь защитник Куандыка Бишимбаева заметил, что все фигуранты дела “технично перевели стрелки на Бишимбаева, заявив, что именно он организатор всей этой коррупционной схемы”.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Астана