Друзья познаются в суде
Скоро уже месяц пройдет с тех пор, как в суде началось разбирательство по уголовному делу экс-министра Куандыка БИШИМБАЕВА и Ко. Последние заседания оказались, как обычно бывает, довольно скандальными. На одном из последних заседаний адвокаты некоторых подсудимых, уже признавших вину, устроили настоящий холивар по поводу публикаций в прессе, в том числе и в нашей газете. Защитники просили судью запретить освещать процесс изданиям и телеканалам, а также наложить вето на интервью адвокатов Бишимбаева.
Больше всех, конечно, возмущалась сторона Аслана ДЖАКУПОВА (на снимке). Его-то понять можно: в статье “Заказы, офшоры, иные мотивы” (см. “Время” от 5.12.2017 г.) мы упомянули информацию, гуляющую в Сети. В ней говорится об офшорных счетах бывшего зампреда АО “Байтерек Девелопмент”. Одно дело быть привлеченным за коррупцию, признаться в этом и указать все на друга, другое - раскрыть сведения об имеющейся заначке за бугром. Кто знает, может, информацию об этом фискалы уже взяли на карандаш… Но следствие почему-то не интересовалось этим моментом. Почему? Можем лишь предполагать: возможно, за нужные им показания следователи закрывают глаза на офшоры Джакупова.
На скамье подсудимых помимо бывшего министра еще 22 человека. Среди них теперь уже бывшие близкие друзья Куандыка Бишимбаева. Практически все предательски указывают на него как на конечного получателя откатов с контрактов на строительство по госпрограмме “Нурлы жол” и реализации проекта по стекольному заводу в Кызылорде. Но кроме показаний бывших товарищей, по сути, на Бишимбаева ничего другого нет - ни самих откатных денег, ни подтверждающих улик и доказательств. Кроме злосчастного земельного участка, на котором друзья экс-министра всем миром строили для себя райский уголок.
Впрочем, по утверждению защиты Бишимбаева, строители, работники и иные свидетели показали, что фактически всем в загородном доме заправлял бывший председатель правления АО “Байтерек Девелопмент” Бахыт ЖАКСЫБАЕВ (на снимке). Он-то и должен был в свое время оформить земельный участок под домом, ранее принадлежавший теще Бишимбаева. Документы по переоформлению зависли тогда где-то в госорганах. В суде практически установлен факт: этой недвижимостью реально владела не семья Бишимбаева. Строили-то всем коллективом друзей, каждый из них вносил свой посильный вклад, в их числе были не только менеджеры АО “Байтерек Девелопмент”, но и те, кто не имеет никакого отношения к работе госхолдинга и экс-министра.
Спрашивается, кто они - “заклятые друзья” экс-министра?
Бахыт Жаксыбаев. С Бишимбаевым знаком с 2007 года. Родственник Куандыка просил взять его к себе, тогда безработного, на работу. Вскоре Бахыт показал себя толковым работником и умным человеком. Бишимбаев рекомендовал ему дальше развиваться. Тот уехал на год учиться за границу и по возвращении снова попросился к другу на работу. С этого момента карьера Жаксыбаева шла в гору в прямой зависимости от служебных передвижений самого Бишимбаева. Общались уже не только на работе - дружили семьями…
И вот теперь Бахыт утверждает: деньги, которые через своих сотрудников он брал у строительных компаний за тендеры, заносил своему другу. Да и на загородный дом отщипывал с тех же откатов. Но когда Бишимбаев стал сам задавать вопросы Жаксыбаеву, уточняя, при каких обстоятельствах собирались деньги и как именно передавались ему, Бахыт поплыл и в итоге отказался отвечать на вопросы. Сейчас он под арестом.
Теперь пара слов о 2 миллионах долларов. По версии следствия, именно столько запросил бывший министр у подрядчика, который якобы передал эти деньги через двоюродного брата Бишимбаева Султана НУРЛЫБЕКА. Именно на его банковском счете силовики находят деньги - правда, меньше двух “лимонов”. Счет был открыт недавно. И брат до сих пор утверждает, что это его деньги, как и другие на счетах других банков, поскольку он давно занимается бизнесом. Отметим, Нурлыбек - единственный на сегодня из фигурантов дела, кто не стал указывать на Бишимбаева. Находится под арестом.
Отработанная схема следствия дала положительный результат и в отношении других фигурантов дела. Тот же Даурен ИБРАШЕВ, председатель правления ТОО “Orda Glass” (компания, учрежденная для управления стекольным заводом). Ранее он был яростным защитником этого проекта. Часто выступал в соцсетях, доказывая необходимость предприятия. Но теперь утверждает на следствии и в суде, что всегда был против строительства “стекляшки”. И, подобно другим, переводит стрелки на Бишимбаева. Сейчас Ибрашев под домашним арестом.
А вот что показал в суде другой экс-товарищ бывшего министра Ринат СИСЕМБАЕВ, экс-председатель правления дочерней компании холдинга “Байтерек” АО “Инвестиционный фонд Казахстана”, который проходит по делу свидетелем (на снимке). По его словам, он, будучи знаком с Бишимбаевы, несколько раз просился к нему на работу и получал различные должности. Сисембаев изложил суть проекта по стекольному заводу, попутно рассказав о том, как проекту чинились препятствия по инициативе одиозного Муратхана ТОКМАДИ. Однако самым интересным все же был эпизод, в котором его уличили в первоначальных ложных показаниях. Как оказалось, он вроде бы тоже принимал участие в асаре - строительстве пресловутого дома в Косшы.
Куандык Бишимбаев спросил Сисембаева, почему он изменил первоначальные показания по эпизоду строительства дома. В ответ свидетель сообщил, что дал 20 000 долларов из личных сбережений на строительство дома Бишимбаева и сам приезжал на стройку. Но позже отказался от этих показаний.
- Да, действительно, я поменял свои показания. На самом деле я хотел как-то помочь, поддержать Куандыка Валихановича, но в итоге понял: рано или поздно правда вскроется - и дал правдивые показания, - пояснил он суду.
- Ваш допрос был 23 декабря. Я (тогда. - А. Д.) не был подозреваемым. Этот дом ко мне отношения не имеет. С чего вы взяли, что мне нужна помощь, и решили показания искажать? Я был министром в это время, не отстранен от должности, - парировал Бишимбаев.
- Я на тот момент думал, что нужно сказать правду. Вы никакую помощь у меня не просили. Мы не разговаривали на эту тему, но из-за дружеских отношений все эти годы я решил так сказать, - ответил Сисембаев.
- Вы собирали взятки от строительных компаний для Жаксыбаева и Анарбая? - наседал на свидетеля экс-министр.
- Нет, - был ответ.
Ну, а самый "преданный друг" Ерлан
АЙТАЛИЕВ. Дружил
с Бишимбаевым с 2000-х годов: после
возвращения Куандыка с учебы в США
их познакомил общий друг. В свое
время тоже просился к нему на работу.
Бишимбаев взял его, несмотря на то, что
многие отговаривали: Ерлану не хватало
ни опыта, ни смекалки. Однако через
некоторое время Айталиев был назначен
председателем правления АО “Инвестиционный
фонд Казахстана”. Теперь он утверждает:
якобы Бишимбаев вымогал и получил
взятку в 2 миллиона долларов у подрядной
организации, строившей стекольный завод
в Кызылорде. Однако именно Айталиев
как куратор строительства стекольного
завода взаимодействовал с взяткодателем
- директором подрядной организации
Жаксылыком ИСАБЕКОМ. Еще в январе
этого года Айталиев отрицал причастность
Бишимбаева к каким-либо незаконным
действиям. Но стоило следователям
Нацбюро по противодействию коррупции
официально предъявить Ерлану обвинение
в хищении 2,6 млрд. тенге - он мгновенно
переобувается и обвиняет своего
друга в получении взятки в 2 миллиона
долларов от Исабека. Сейчас Айталиев
под домашним арестом.
А
тут и сам взяткодатель - Жаксылык
Исабек, директор ТОО “Шымкентхиммонтаж”
(до этого отрицавший все) - вдруг дал
показания против Бишимбаева, когда его
арестовали и обвинили в хищении
денег и сметы стекольного проекта.
Правда, это его не спасло. Предприниматель
арестован и вдобавок фактически
разорен.
По мнению защиты Бишимбаева, в эпизоде по строительству загородного дома есть еще один потенциально ключевой свидетель, который мог бы пролить свет на многое. Это Аскар ДОСТИЯРОВ (на снимке) - банкир, тоже из команды друзей экс-министра, в прошлом один из менеджеров холдинга “Байтерек”. В свое время он учился вместе с Куандыком в Вашингтоне. О том, что он может показать в суде, остается лишь догадываться…
…Изучая стенограмму заседания суда, автор этих строк наткнулся на допрос еще одного подсудимого - Дильруха АНАРБАЯ, бывшего управляющего директора АО “Байтерек Девелопмент”. По версии следствия, он был так называемым кассиром - мотался по стране, собирая откаты с региональных строительных компаний, которые возводили жилье по госпрограммам. В свое время был осужден за лжетерроризм. В биографии Анарбая есть немало любопытных моментов, о которых наша газета уже рассказывала. Судя по показаниям в суде и материалам следствия, а также по некоторым инсайдерским сведениям, именно Дильрух Анарбай на сегодня ключевая фигура в деле Бишимбаева. Указывая на своего бывшего шефа Бахыта Жаксыбаева (а с ним он постоянно контактировал и по его поручению занимался сбором денег), Анарбай стал показывать и на экс-министра. Хотя ни разу с Бишимбаевым не пересекался и никаких дел не обсуждал.
Однако следствие опиралось именно на его показания, изобилующие догадками и предположениями. Более того, как нам стало известно, именно Анарбай был тем самым агентом Нацбюро и в течение полугода в ходе оперативной разработки Бишимбаева записывал разговоры со всеми, с кем сталкивался по этому делу. Он заблаговременно уволился с работы, хотя продолжал заниматься сбором откатов. Сейчас Анарбай под арестом.
И напоследок еще один штришок к “картине маслом”. Недавно по делу Бишимбаева высказался еще один известный болашаковец - блогер Данат ЖУМИН. Вот дословно его пост в Facebook (без орфографических правок с сохранением пунктуации): “Когда работал с Куандыком Бишимбаевым были в его окружении разные… С некоторыми из них у меня отношения не заладились с первых дней. После очередной “стычки” один из них мне сказал, мол “Кто ты такой? Ты просто человек, которого позвали работать, а я его друг, он все равно будет на моей стороне. Я за него горы сверну если надо”… Теперь этот “друг” один из главных свидетелей обвинения. Абай говорил, есть такие друзья, что когда солнце они как тень - не избавиться, но стоит появиться тучам - их и след простыл…
Друзья, не бросайтесь словами… И не зовите дружбой свои шкурные интересы. Не хочу никого судить. Всякое бывает…”
Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с интернет-ресурсов, Астана