3640

Вокзал без “Оскара”

Архитектурный “Оскар” так и не попал в Казахстан, от которого впервые был номинирован и даже оказался в финальном шорт-листе грандиозно-шедевральный столичный вокзал “Нурлы жол”. Победителей этого года объявили на днях в Берлине.

Открытый 1 июня в преддверии выставки EXPO шестиуровневый вокзал попал в номинацию “Транспорт” всемирного архитектурного фестиваля WAF-2017, который в мировых кругах градостроителей называют архитектурным “Оскаром”. В июле стало известно, что из 934 заявок со всего мира “Нурлы жол” попал в итоговый шорт-лист, куда отобрали половину всех проектов.
Автор астанинского строения - стамбульское архитектурное бюро Tabanloğlu Architects, с подачи которого в Астане возведено немало зданий, например футбольный стадион “Астана Арена”, а также Казмедиа центр.
Казахстанский проект боролся за призы престижнейшей премии наряду с концепциями таких известных архитекторов, как Норман ФОСТЕР, Заха ХАДИД и другие.
Чем же казахстанская гавань для поездов зацепила жюри WAF-2017? Во-первых, конструкцией. При его проектировании использованы решения, позволившие разместить здание над железнодорожными путями. Этакий вок­зал-мост. Такое ноу-хау сегодня приходит на смену привычным вокзалам благодаря компактности и лучшему использованию пространства. Во-вторых, масштабами - пропускная способность столичного комплекса составляет до 35 тыс. пассажиров в сутки. К тому же вокзал изобилует “зелеными” технологиями: энергосберегающими лифтами и эскалаторами, грунтовыми теплообменниками, которые подогревают воздух, поступающий с улицы, в зимний период и охлаждают помещение в летний период. Ну и, конечно же, как и другие астанинские новостройки, вокзал “Нурлы жол” не имеет аналогов в странах СНГ!
Помимо астанинского вокзального комплекса в номинации “Транспорт” было представлено 13 инфраструктурных объектов, в том числе паромный терминал Värtaterminalen в столице Швеции, международный терминал им. Брэдли аэропорта Лос-Анджелеса, метро Salvador Bahia в Бразилии, морской терминал Salerno в Италии.
Возможно, одной из причин нашего поражения стало то, что Казахстан не отправил ни одного своего представителя на конкурс - держать оборону перед жюри. Ведь “живые” защиты проектов - это как раз самое главное и интересное на WAF, где в течение трех дней архитектурные титаны мира на “арене” Berlin Arena, с трибун и на дискуссионных площадках ведут бои за титулы. В каждой из 35 номинаций выбирается один победитель, а в последний день объявляется обладатель Гран-при среди всех проектов в категориях “Здание года”, “Ландшафт года” и “Проект года”. Таким образом, решение о том, кто выиграет в номинациях, принимается не за закрытыми дверями, а по результатам личной презентации авторов.
- Никто не поехал в Берлин представлять “Нурлы жол”, подрядчики - турецкие архитекторы - собирались поехать, но не смогли из-за работы. Но в Астане все болели за нас в конкурсе, я сама каждый день следила за результатами в Берлине. Для нас само номинирование на эту престижную премию уже очень почетно, это показывает высокую оценку нашего пассажирского хаба. Наде­емся, что еще попадем в подобные номинации других конкурсов и когда-нибудь выиграем! - сказала газете “Время” начальник сектора сервиса и маркетинга вокзального комплекса “Нурлы жол” Жамиля КЕНЖЕБЕКОВА.
В итоге победителями Всемирного фестиваля архитектуры этого года в главных номинациях стали реконструкция деревни Гуанмин после землетрясения в Китае (“Здание года”), рыбный рынок в Сиднее (“Лучший проект будущего”) и восстановленный археологический ландшафт городища Чэнтоушань в Китае (“Ландшафт года”). А в категории “Транспорт”, куда входил казахстанский “Нурлы жол”, победила реконструкция центрального вок­зала Хемница (Германия).

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть