Ждите ответа семь дней!
В среду мажилис единогласно одобрил во втором чтении и направил в сенат нашумевший законопроект, касающийся СМИ. Новые поправки коснутся также блогеров и даже обычных пользователей соцсетей.
Среди наиболее резонансных поправок: срок предоставления ответа госорганами на запрос СМИ увеличен до семи дней вместо трех, как сегодня. Под напором журналистов расширены случаи, при которых не требуется согласие гражданина на публикацию его изображения в СМИ. К ним отнесли массовые мероприятия и публичные выступления. Кроме того, впервые устанавливается ответственность госорганов по предоставлению информации во время угроз жизнедеятельности казахстанцев в течение трех часов с момента наступления события, так называемое “правило золотого часа”. И самый критикуемый пункт законопроекта - получение согласия на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных тайн, охраняемых законом.
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в кулуарах объяснил, как поступать теперь журналистам, если они обнаружили информацию о покупке дорогой яхты чиновником.
- Это вы можете писать. Но вы не можете указать, что он купил с конкретного банковского счета, номер такой-то. Это запрещено. Но если вы обнаружите, что чиновник с зарплатой 100 тысяч тенге, к примеру, лечится в самой дорогой американской клинике, то абсолютно свободно можно об этом написать. При этом диагноз, по которому он лечится, будет уже закрыт! - рассказал он. - Кроме того, если вы опубликовали информацию о том, что такой-то чиновник усыновил ребенка с таким-то именем, это нарушение. А писать про него, что он живет в огромном доме с бассейном, с тремя детьми, никто вам не запрещает, - рассказал он в кулуарах.
Даурен Абаев также привел в пример информацию о перенесенной спикером мажилиса Нурланом НИГМАТУЛИНЫМ операции на сердце.
- О том, что спикера нет, что он в больнице, проходит курс лечения, данные о врачах вы имеете право написать. Но сообщить о его конкретном диагнозе обязаны только с его согласия! Достаточно будет его подтверждения на диктофон. Если эту информацию озвучила пресс-служба, это официальное сообщение, то публиковать можно без всякого согласия! - заявил министр, отметив при этом, что все эти нормы распространяются и на блогеров, и на сетевые издания.
Кстати, Нурлан Нигматулин как раз в среду впервые провел первое пленарное заседание после своего трехнедельного отсутствия. Как до этого сообщала пресс-служба мажилиса, спикеру нижней палаты сделали операцию на сердце в Республиканском кардиологическом центре Астаны. Коллеги его выход на работу приветствовали бурными аплодисментами. Министры, представлявшие законы, также не преминули поздравить его.
- Нурлан Зайруллаевич, я извиняюсь за некое отступление от регламента. Но я хотел бы от всей души, от себя лично, от своего ведомства, от всех наших экономистов поздравить вас с возвращением. Хотел вам пожелать 150-200-процентного восстановления! - умилительно отступил от правил министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.
После заседания депутаты не сразу выходили в коридор, а надолго задержались в зале, чтобы поздравить спикера с выздоровлением. Сам главный мажилисмен выглядел немного осунувшимся и бледным, но таким же энергичным, как всегда. В кулуарах он прокомментировал СМИ свое самочувствие:
- Все отлично, спасибо большое. Желаю вам всем здоровья!
- По работе скучали? - спросили журналисты.
- Конечно, разве не видно! - засмеялся Нурлан Нигматулин.
Тогжан ГАНИ, Астана