Притяженья больше нет...
Астана расширит границы, включив в свою территорию 124 населенных пункта. Тем самым территория столицы увеличится в 27 раз и развернется почти на 22 тыс. кв. км! Перерождение Астаны в крупную агломерацию утвердили вчера в правительстве страны.
Министра по инвестициям и развитию Жениса КАСЫМБЕКА впору назвать главным урбанистом страны. Именно он представил коллегам проект, призванный разгрузить исторически сложившийся и новый центры Астаны от перенаселенности, оттянуть к ее окраинам миграционные потоки.
В частности, министр предложил создать контрмагниты в населенных пунктах и городах окружающей столицу Акмолинской области, которые послужат точками притяжения новых потоков мигрантов.
В Астанинскую агломерацию предложено включить 124 населенных пункта: столицу как ядро агломерации, три района - Аршалынский, Целиноградский, Шортандинский - и четыре округа Аккольского района Акмолинской области. В результате общая площадь агломерации составит 21 770 кв. км, в том числе Астана с ее 800 кв. км, а население к 2030 году согласно расчетам должно увеличиться до 1,6 млн. человек.
- Контрмагниты на базе поселков Аршалы, Шортанды и станции Жайнак. Потенциальными контрмагнитами определены город Акколь и поселок Акмол. Они расположены на удаленном расстоянии от города-ядра и имеют достаточные ресурсы, чтобы оттянуть миграционные потоки. Свободное передвижение населения, связь ядра с перспективными точками роста должны обеспечиваться посредством основных магистральных дорог, - пояснил Женис Касымбек.
На агломерацию возлагаются большие надежды. По замыслу авторов проекта она полностью удовлетворит аппетиты столицы в таких продуктах питания, как мука, гречка, бобовые, молоко, яйца, мясо птицы. Кроме того, на 100 процентов покроет потребность Астаны в таких строительных материалах, как бетон, ЖБИ, кирпич, щебень, песок, металлоконструкции, древесные изделия.
С формированием Астанинской агломерации должна оздоровиться и экологическая ситуация столицы. Так, планируется к 2030 году вынести из столицы крупные промышленные объекты 1-2-го классов опасности и разместить их на территории трех индустриальных зон: “Аршалы” (Аршалынский район), “Тонкерис” (Шортандинский район) и “Жайнак” (Целиноградский район). К таким предприятиям-загрязнителям в столице относятся, например, асфальтобетонные заводы, комплексы по переработке твердых бытовых отходов, полигон захоронения отходов. Создание индустриальных зон позволит открыть 2300 новых рабочих мест.
В связи с этим будут скорректированы и другие масштабные проекты. В частности, строительство газопровода “Сарыарка”. Голубым топливом обещают обеспечить не только главный административный центр страны, но и 30 населенных пунктов вокруг него. На территориях агломерации построят семь пожарных депо, противопаводковые дамбы и водно-спасательную станцию в селе Талапкер.
Такой многообещающий план-проект агломерации кабмин утвердил единогласно и без вопросов.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
А тем временем
Ещё раз о бензине
В кулуарах правительства журналисты вновь окружили “бензинового короля” в надежде услышать обнадеживающие новости о снижении цен на топливо в связи с возобновлением работы после ремонта Павлодарского нефтехимического завода.
Как сообщил глава Минэнерго Канат БОЗУМБАЕВ, в Восточный и Северный Казахстан, а также в Павлодарскую и Акмолинскую области уже отгружена первая партия - 1200 тонн бензина. Еще через пару дней, когда будет запущена установка каталитического крекинга, объемы отгрузки увеличатся до 3000 тонн Аи-92 в сутки. Но на цены это, к сожалению, пока никак не повлияет.
- Давайте в 18-й раз скажу: мы ожидаем коррекцию цены только в конце ноября! Это такой процесс, который не делается в один день. Потому что завезено порядка 95 тысяч тонн российского бензина в Казахстан! Он дорогой. Его должны продать! - устало пояснил министр.