Чист как стёклышко?
Экс-министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА (на снимке) и других обвиняемых по резонансному делу о миллионных взятках и хищении бюджетных средств, выделенных на строительство стекольного завода в Кызылорде, доставили вчера в суд на предварительные слушания. Главный обвиняемый свою вину не признает, а его адвокаты заявляют о сфабрикованности материалов и просят судью прекратить дело в отношении их подзащитного.
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны вчера был аншлаг. На скамье подсудимых Бишимбаев и еще 22 обвиняемых. Для предварительных слушаний специально выделили большой зал, где разместились целая армия адвокатов, друзья и родственники подсудимых, а также журналисты. 20 обвиняемых признали свою вину, а трое, в числе которых и Куандык Бишимбаев, отрицают свою причастность к вменяемым им преступлениям.
Напомним, министра нацэкономики арестовали 12 января 2017 года по подозрению в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору, а также в хищении 1,2 млрд. тенге, выделенных государством на строительство стекольного завода в Кызылорде. По версии следствия, Куандык Бишимбаев, являясь председателем правления АО “НУХ “Байтерек”, создал преступную схему хищения финресурсов и получения взяток от строительных компаний за лоббирование их интересов. В эту деятельность он якобы вовлек своих сотрудников.
Экс-министру вменяют восемь фактов получения взяток. Семь взяток на сумму 346 млн. тенге, как сообщали в Нацбюро по противодействию коррупции, Бишимбаев якобы получил в ходе реализации госпрограммы по строительству арендного жилья “Нурлы жол”, требуя мзду от каждой строительной компании, желающей заключить контракт с дочерней организацией холдинга - АО “Байтерек девелопмент”. Еще одну взятку в размере 2 млн. долларов Бишимбаев, по версии следствия, получил от учредителя компании “Шымкентхиммонтаж”, строившей стекольный завод в Кызылорде. Преступную схему по хищению денег, выделенных на строительство завода, министр нацэкономики, как утверждают сыщики, организовал через подведомственное ТОО “Orda Glass” и его подрядную организацию “Шымкентхиммонтаж”. А на полученные деньги, как отмечали антикоррупционщики, Бишимбаев построил загородный дом площадью 500 квадратных метров стоимостью порядка 500 тысяч долларов в поселке Косшы близ Астаны.
В Национальном бюро по противодействию коррупции также сообщили, что по делу Бишимбаева полностью погашен ущерб в 1,2 млрд. тенге. Однако сам экс-министр в погашении никакого участия не принимал. Как уточнили на прошлой неделе на специально созванной пресс-конференции адвокаты Бишимбаева, данную сумму в доход государства перечислил банк, выступавший гарантом подрядчика при строительстве стекольного завода. На той же пресс-конференции адвокаты обвинили следствие в фальсификации документов уголовного дела. Этот же довод они огласили и вчера на предварительном слушании, но об этом чуть ниже.
Медийщики ожидали увидеть молодого экс-министра бледным и осунувшимся, в простой одежонке. Но Куандык Валиханович все такой же упитанный, спокойный и с иголочки одетый. На скамье подсудимых он один среди всех был в деловом костюме. Как в былые министерские времена своих выступлений с трибун мажилиса и правительства, он все тем же звонким поставленным голосом сообщил судье свои анкетные данные. От видеокамер, фотоаппаратов и любопытных взоров журналистов лицо не прятал.
На предварительные слушания прибыл его отец - экс-мажилисмен Валихан БИШИМБАЕВ. А вот бывшего спикера мажилиса, а ныне депутата нижней палаты парламента Кабибуллы ДЖАКУПОВА, чей сын - бывший заместитель председателя правления АО “Байтерек Development” Аслан ДЖАКУПОВ так же обвиняется в преступлениях по данному делу, в зале суда не было.
- В открытом судебном заседании рассматривается уголовное дело в отношении Бишимбаева Куандыка Валихановича в совершении преступления, предусмотренного статьями 366, часть 4 (“получение взятки”), 189, часть 4, пункт 2 (“присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере”) Уголовного кодекса, - сообщил судья Адильхан ШАЙХИСЛАМОВ.
В ходе слушаний адвокат Бишимбаева Салимжан МУСИН заявил ходатайство о прекращении уголовного дела и возврате его прокурору, ссылаясь на многочисленные процессуальные нарушения и утверждая, что дело в отношении его подзащитного сфабриковано. Защитник указал на расхождения в документах дела. Так, в рапорте старшего следователя следственного департамента Нацбюро по противодействию коррупции АКЫЛБАЕВА говорится о начале расследования в отношении работников организаций квазигосударственного сектора и других лиц по фактам получения через посредников взяток от предпринимателей за заключение контрактов. Однако в рапорте из оперативного департамента Нацбюро речь идет о проверке государственных организаций, а не квазигосударственных.
- С точки зрения защиты господина Бишимбаева по настоящему уголовному делу поводом для начала досудебного расследования послужил рапорт старшего следователя Акылбаева, который является незаконным, поскольку не соответствует действительности. Анализ документа позволяет прийти к выводу, что он составлен не 9 августа. Он составлен гораздо позже и, соответственно, оформлен задним числом. Этот документ сфальсифицирован! - заявил Мусин.
- Расследование по этому уголовному делу, - продолжил он, - является незаконным, поскольку основано на юридически ничтожном документе.
- Я полагаю, что все эти основания позволяют мне просить вас, чтобы все досудебное расследование по данному делу, по крайней мере в отношении моего подзащитного, было признано незаконным и необоснованным, а уголовное расследование в отношении его прекращено, - ходатайствовал адвокат.
В перерыве предварительных слушаний другой адвокат Бишимбаева Сеит РАХМАНОВ в интервью журналистам заявил, что материалы уголовного дела незаконные, а доказательства - недопустимые.
- Мы конкретно представили документы, рапорт антикоррупционной службы, где поставлен штамп ЕРДР (единый реестр досудебных расследований. - Л.Т.) не августом, как должно быть, и не Министерства по делам государственной службы и противодействию коррупции. А на рапорте стоит штамп Национального бюро по противодействию коррупции. Этот штамп был изготовлен после октября 2016 года. Ущерба нет! Это исключительно гражданско-правовые вопросы по стекольному заводу. Мы говорим о наличии гражданско-правовых отношений между субъектами предпринимательства. Ни о каком хищении здесь речи нет. Наш подзащитный не признает вину. Считает материалы дела сфальсифицированными. В дальнейшем мы еще представим (доказательства. - Л.Т.). Сегодня то, что мы озвучили, - это лишь часть документа, - заключил адвокат.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана