Не пролети, выбирая авто!
Наши властители, судя по всему, точно совсем страх потеряли! Сколько раз им с самого верхнего политического олимпа грозили пальцем, предупреждая не красоваться, не шиковать перед простым людом, а выбирать служебные авто исключительно отечественной сборки - так нет же! Глянешь на чиновничий автопарк, о котором всю минувшую неделю судачила молва, так сразу на ум сравнения с неким первенством колес и салонов красоты... пардон - внутренних убранств машин! - приходят. Хотя еще в минувшем мае премьер Бакытжан САГИНТАЕВ обещал разработать стандарты автосредств для передвижения разного ранга госслужащих, да, видимо, никак у него до этого руки не доходят. С нашим-то бензином!.. Который как бы есть, но его сразу нет. Впрочем, сейчас не об этом.
А интрига ведь не только в том, какую сумму определят как максимальную для приобретения служебных машин, но и в том, чью гражданскую инициативу поддержат при разработке архиважного автостандарта. Если это, конечно, еще актуально. На сегодня есть два предложения. И оба на основе российского опыта.
У наших северных соседей с прошлого года действует запрет на приобретение чиновниками авто дороже 2,5 млн. рублей и мощнее 200 лошадиных сил. Причем покупать можно модели только российской сборки.
В Казахстане же никаких ценовых рамок нет. Хочет чиновник машину хоть за 10, хоть за 70 “лимонов” в отечественной валюте - пожалуйста! Подобным разбросом цен, причем на одну и ту же марку машины, возмутился депутат мажилиса Кенес АБСАТИРОВ (на снимке), кстати, автор двух запросов к премьеру о вызывающем возмущение автошопинге чиновников. В минувшую среду он привел еще один пример покупки милого сердцу акимов автомобиля Toyota Land Cruiser 200. Если аппарат градоначальника Павлодара на приобретение такой модели заложил 20 млн. тенге, то их коллеги из Аулиекольского района Костанайской области - все 25 и еще 125 тысяч сверху!
- В разрабатываемые стандарты для служебных машин, думаю, нужно закладывать не максимально возможные цены автомобилей, а ограничения в объемах двигателей. Потому что цены у нас в стране каждый год, если не квартал, меняются. Например, акимам районов - не более 2,4 литра, городов на равнинной местности - не больше 2 литров, а министрам с их представительскими функциями объем двигателя можно увеличить до 2,6, - считает мажилисмен.
Кроме того, он предлагает ввести мораторий на закуп иномарок. И “объем желаний” ВИП-пассажира будет срезан на корню.
- Вы посмотрите: у нас акимы районов только на Toyota Land Cruiser и Prado ездить хотят! А зачем ему объем в 3 литра, если он на этом джипе выезжает только раз в месяц?! Кроме того, в стандартах машин для госслужащих нужно исключить всякие изыски: кожаный салон, квадросистему, сабвуфер, круиз-контроль. Зачем такие навороты? - риторически вопрошает Абсатиров.
В “Казавтопроме” (Союз предприятий автомобильной отрасли страны) тоже ратуют за мораторий на иностранное и предлагают на выбор отечественную классику.
- На казахстанских автозаводах выпускают более 60 моделей легковых автомобилей, эксплуатационные характеристики которых не уступают импортируемым аналогам: от экономичных городских седанов до внедорожников, адаптированных к условиям сельского бездорожья и контрастного климата. Вот сравнительная стоимость моделей-аналогов, выпускаемых отечественными автопроизводителями (см. таблицу). Возможная экономия средств в случае исключительно их приобретения составила бы только по итогам девяти месяцев этого года более 739 млн. тенге! - утверждает глава Союза предприятий автоотрасли Казахстана Олег АЛФЕРОВ (на снимке).
А мы освежим в памяти некоторые данные. Они достаточно интересные, чтобы о них напоминать! В этом году госучреждения и нацкомпании страны увеличили закупки люксовых авто в семь с половиной раз - до 508 против 67 в прошлом. На эти колеса у них ушло более 6 млрд. бюджетных тенге! При этом было закуплено 36 иномарок брендов Toyota и Mercedes-Benz по цене свыше 20 млн. тенге! А самую дорогую автосделку провернуло ТОО “Автохозяйство Астаны” для нужд столичного акимата: Mercedes-Benz S500 4Matic они заполучили за 54,9 млн. тенге! Кстати, это авто - любимец и членов правительства.
Между тем в “Казавтопроме” полагают, что KIA Quoris отечественной сборки мало чем уступает флагманской серии представительских авто немецкой компании: максимальная скорость "мерса" - 250 км/ч, KIA - 240 км/ч, время разгона до 100 км/ч - 4,8 и 6,8 секунды соответственно. А главное - наша машина выгодно отличается ценовой характеристикой: всего 23,5 млн. тенге!
По комплектации “немец” и “казахстанец” почти идентичны. В отечественном аналоге нет лишь мультиконтурных задних сидений с функцией массажа, системы запоминания параметров для задних сидений, колонок с фронтальным усилением звука и непрерывно переменной системы удержания двери. Но разве в этом счастье ВИП-пассажира? Так, мелочи...
А вот у обычных казахстанцев свое мнение на злободневную тему. На вопрос “На каких автомобилях должны ездить казахстанские чиновники?” подавляющее большинство опрошенных отвечали так: “На общественном транспорте или пешком!” (для краткости опустим красноречивые эпитеты).
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Астана
Вместо P.S. В акимате Астаны на официальный запрос нашей газеты о покупке служебного Mercedes за 170 тыс. американских долларов (в эквиваленте, разумеется) ответили так: “Так как направленные вами вопросы требуют дополнительного изучения и проверки в соответствии со статьей 18 закона РК “О СМИ” от 23 июля 1999 года № 451-I, ответ будет направлен в срок не позднее одного месяца”. Ждите ответа!
А тем временем
Заливай - не паникуй
Нацкомпания “КазМунайГаз” установила единую розничную цену на бензин марки АИ-92 на всех своих АЗС - 162 тенге за литр, сообщила пресс-служба компании. Между тем Минэнерго призвало не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ в Казахстане.
“На настоящий момент запасы бензина АИ-92 на севере, востоке и в центре Казахстана сформированы в основном за счет поставок из Российской Федерации, себестоимость которых значительно превышает Т161 за литр”, - поясняется в сообщении пресс-службы нацкомпании.
“Также было решено, что работникам центральных аппаратов АО “НК “КазМунайГаз” направления “Переработка и маркетинг”, АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг”, ТОО “ҚазМұнайГазӨнімдері” не будут произведены премиальные и бонусные выплаты за 2017 год”, - отметила пресс-служба.
В целях снижения себестоимости конечного продукта планируется провести существенное сокращение расходов ТОО “ЌазМђнайГазљнімдері”, в том числе сокращение штатной численности центрального аппарата.
А Минэнерго тем временем сообщило о ситуации с обеспечением ГСМ в Казахстане.
“Отгрузка по всему Казахстану ведется в обычном режиме, исходя из текущих остатков ГСМ на нефтебазах, объемов ГСМ в пути с отечественных НПЗ и объема импорта в пути”, - указывается в информации пресс-службы ведомства.
При этом напоминается, что в целях насыщения внутреннего рынка дизельным топливом летом 2016 года отменено госрегулирование цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92. Таким образом, цена на них на сегодняшний день формируется на основе спроса и предложений, то есть регулируется рынком.
Вместе с тем Министерство энергетики “призывает не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ, а также не распространять и не публиковать заведомо провокационные, ложные и непроверенные видео-, фотоматериалы и сообщения”.
По сообщениям КазТАГ