3470

Не пролети, выбирая авто!

Наши властители, судя по всему, точно совсем страх потеряли! Сколько раз им с самого верхнего политического олимпа грозили пальцем, предупреждая не красоваться, не шиковать перед простым людом, а выбирать служебные авто исключительно отечественной сборки - так нет же! Глянешь на чиновничий автопарк, о котором всю минувшую неделю судачила молва, так сразу на ум сравнения с неким первенством колес и салонов красоты... пардон - внутренних убранств машин! - приходят. Хотя еще в минувшем мае премьер Бакытжан САГИНТАЕВ обещал разработать стандарты автосредств для передвижения разного ранга госслужащих, да, видимо, никак у него до этого руки не доходят. С нашим-то бензином!.. Который как бы есть, но его сразу нет. Впрочем, сейчас не об этом.

А интрига ведь не только в том, какую сумму определят как максимальную для приобретения служебных машин, но и в том, чью гражданскую инициативу поддержат при разработке архиважного автостандарта. Если это, конечно, еще актуально. На сегодня есть два предложения. И оба на основе российского опыта.
У наших северных соседей с прошлого года действует запрет на приобретение чиновниками авто дороже 2,5 млн. рублей и мощнее 200 лошадиных сил. Причем покупать можно модели только российской сборки.

В Казахстане же никаких ценовых рамок нет. Хочет чиновник машину хоть за 10, хоть за 70 “лимонов” в отечественной валюте - пожалуйста! Подобным разбросом цен, причем на одну и ту же марку машины, возмутился депутат мажилиса Кенес АБСАТИРОВ (на снимке), кстати, автор двух запросов к премьеру о вызывающем возмущение автошопинге чиновников. В минувшую среду он привел еще один пример покупки милого сердцу акимов автомобиля Toyota Land Cruiser 200. Если аппарат градоначальника Павлодара на при­обретение такой модели заложил 20 млн. тенге, то их коллеги из Аулиекольского района Костанайской области - все 25 и еще 125 тысяч сверху!
- В разрабатываемые стандарты для служебных машин, думаю, нужно закладывать не максимально возможные цены автомобилей, а ограничения в объемах двигателей. Потому что цены у нас в стране каждый год, если не квартал, меняются. Например, акимам районов - не более 2,4 литра, городов на равнинной местности - не больше 2 литров, а министрам с их представительскими функциями объем двигателя можно увеличить до 2,6, - считает мажилисмен.
Кроме того, он предлагает ввести мораторий на закуп иномарок. И “объем желаний” ВИП-пассажира будет срезан на корню.
- Вы посмотрите: у нас акимы районов только на Toyota Land Cruiser и Prado ездить хотят! А зачем ему объем в 3 литра, если он на этом джипе выезжает только раз в месяц?! Кроме того, в стандартах машин для госслужащих нужно исключить всякие изыски: кожаный салон, квадросистему, сабвуфер, круиз-контроль. Зачем такие навороты? - риторически вопрошает Абсатиров.
В “Казавтопроме” (Союз предприятий автомобильной отрасли страны) тоже ратуют за мораторий на иностранное и предлагают на выбор отечественную классику.

- На казахстанских автозаводах выпускают более 60 моделей легковых автомобилей, эксплуатационные характеристики которых не уступают импортируемым аналогам: от экономичных городских седанов до внедорожников, адаптированных к условиям сельского бездорожья и контрастного климата. Вот сравнительная стоимость моделей-аналогов, выпускаемых отечественными автопроизводителями (см. таблицу). Возможная экономия средств в случае исключительно их приобретения составила бы только по итогам девяти месяцев этого года более 739 млн. тенге! - утверждает глава Союза предприятий автоотрасли Казахстана Олег АЛФЕРОВ (на снимке).

А мы освежим в памяти некоторые данные. Они достаточно интересные, чтобы о них напоминать! В этом году госучреждения и нацкомпании страны увеличили закупки люксовых авто в семь с половиной раз - до 508 против 67 в прошлом. На эти колеса у них ушло более 6 млрд. бюджетных тенге! При этом было закуплено 36 иномарок брендов Toyota и Mercedes-Benz по цене свыше 20 млн. тенге! А самую дорогую автосделку провернуло ТОО “Автохозяйство Астаны” для нужд столичного акимата: Mercedes-Benz S500 4Matic они заполучили за 54,9 млн. тенге! Кстати, это авто - любимец и членов правительства.
Между тем в “Казавтопроме” полагают, что KIA Quoris отечественной сборки мало чем уступает флагманской серии представительских авто немецкой компании: максимальная скорость "мерса" - 250 км/ч, KIA - 240 км/ч, время разгона до 100 км/ч - 4,8 и 6,8 секунды соответственно. А главное - наша машина выгодно отличается ценовой характеристикой: всего 23,5 млн. тенге!
По комплектации “немец” и “казахстанец” почти идентичны. В отечественном аналоге нет лишь мультиконтурных задних сидений с функцией массажа, системы запоминания параметров для задних сидений, колонок с фронтальным усилением звука и непрерывно переменной системы удержания двери. Но разве в этом счастье ВИП-пассажира? Так, мелочи...
А вот у обычных казахстанцев свое мнение на злободневную тему. На вопрос “На каких автомобилях должны ездить казах­станские чиновники?” подавляющее большинство опрошенных отвечали так: “На общественном транспорте или пешком!” (для краткости опустим красноречивые эпитеты).

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Астана

Вместо P.S. В акимате Астаны на официальный запрос нашей газеты о покупке служебного Mercedes за 170 тыс. американских долларов (в эквиваленте, разумеется) ответили так: “Так как направленные вами вопросы требуют дополнительного изучения и проверки в соответствии со статьей 18 закона РК “О СМИ” от 23 июля 1999 года № 451-I, ответ будет направлен в срок не позднее одного месяца”. Ждите ответа!

А тем временем

Заливай - не паникуй

Нацкомпания “КазМунайГаз” установила единую розничную цену на бензин марки АИ-92 на всех своих АЗС - 162 тенге за литр, сообщила пресс-служба компании. Между тем Минэнерго призвало не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ в Казахстане.

“На настоящий момент запасы бензина АИ-92 на севере, востоке и в центре Казахстана сформированы в основном за счет поставок из Российской Федерации, себестоимость которых значительно превышает Т161 за литр”, - по­ясняется в сообщении пресс-службы нацкомпании.
“Также было решено, что работникам центральных аппаратов АО “НК “КазМунайГаз” направления “Переработка и маркетинг”, АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг”, ТОО “ҚазМұнайГазӨнімдері” не будут произведены премиальные и бонусные выплаты за 2017 год”, - отметила пресс-служба.
В целях снижения себестоимости конечного продукта планируется провести существенное сокращение расходов ТОО “ЌазМђнайГазљнімдері”, в том числе сокращение штатной численности центрального аппарата.
А Минэнерго тем временем сообщило о ситуации с обеспечением ГСМ в Казахстане.
“Отгрузка по всему Казахстану ведется в обычном режиме, исходя из текущих остатков ГСМ на нефтебазах, объемов ГСМ в пути с отечественных НПЗ и объема импорта в пути”, - указывается в информации пресс-службы ведомства.
При этом напоминается, что в целях насыщения внутреннего рынка дизельным топливом летом 2016 года отменено госрегулирование цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92. Таким образом, цена на них на сегодняшний день формируется на основе спроса и предложений, то есть регулируется рынком.
Вместе с тем Министерство энергетики “призывает не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с обеспечением ГСМ, а также не распространять и не публиковать заведомо провокационные, ложные и непроверенные видео-, фотоматериалы и сообщения”.
По сообщениям КазТАГ


Поделиться
Класснуть