2848

Договор дороже споров

Неожиданно вспыхнувший между Казахстаном и Кыргызстаном политико-торгово-пограничный конфликт обязательно сойдет на нет, и можно смело прогнозировать: скоро все нормализуется. Все, да не все, однако. Ведь сквозь массу конкретных подробностей, спорных встреч, обидных речей и ответного закрытия границы просвечивает некая общая нерешенность-незавершенность, на которой вся эта каша и заварилась.

Вообще, политика всегда завязана на экономику, как, впрочем, и наоборот. А персональные страсти и субъективные интересы ведущих политиков и бизнесменов неразрывно переплетены с объективными государственными обстоятельствами и нуждами громадных людских масс. А посему цивилизация давно уже выработала два основных механизма политико-экономического взаимодействия стран и народов.
Первый - это государственная политическая и таможенная граница. Через нее по определенным правилам перемещаются люди и товары - от полной открытости для одних и полной закрытости для других.
Второй - это институты свободного и единообразного перемещения людей и товаров должного качества внутри общих политических и таможенных границ, исключающие любые местные придумки и барьеры.
В этом смысле Евразийский экономический союз - нечто промежуточное, недостроенное: первый из названных механизмов уже демонтирован, второй до конца не выстроен. В результате наше общее членство в ЕАЭС - это как проживание в общем доме с уже возведенными стенами, но при отсутствующей крыше. А в таком доме сама недостроенность есть источник неизбежных конфликтов.
Вправе ли лидеры соседних государств проявлять интерес к президентским выборам в Киргизии, например встречаться с кандидатами?
С одной стороны, это вроде бы вмешательство в дела суверенного государства, попытка влиять на внутриполитические процессы. Правда, в нашем случае есть существенный нюанс: встреча нашего президента с киргизским кандидатом состоялась на нашей, заметим, тоже суверенной территории. С другой стороны, такое деловое рандеву - совершенно оправданное и необходимое политическое поведение. Странным и неоправданным было бы как раз невмешательство. В самом деле, любой президент в странах ЕАЭС - это, безусловно, суверенный нацио­нальный лидер, но в то же время и член Высшего Евразийского экономического совета, от личности и поведения которого зависит дальнейшая политика и судьба всех союзных государств и народов.
Возникающие же на таком двусмысленном политическом поле разборки, переносимые на экономическое взаимодействие, усугубляются там такой же двусмысленностью. С одной стороны, к Киргизии действительно есть объективные претензии, по крайней мере две. Это слишком уж проницаемая, скажем так, для китайских товаров внешняя таможенная граница и не слишком соответствующие оговоренным в ЕАЭС стандартам собственно киргизские продовольственные продукты. С другой стороны, нет никаких компетентных органов, созданных для соблюдения общих для всего Евразийского экономического союза ветеринарных, санитарных и технических стандартов. Вместо них в каждом государстве-участнике при возникновении политических коллизий внутри ЕАЭС действуют свои собственные органы.
Отсюда вывод. До тех пор, пока общая политическая - представительная и исполнительная - крыша над всем Евразийским экономическим союзом не будет построена, в случае повторных склок санврачи опять будут брошены на защиту национальных товарных границ. И это при том, что на внешнеполитическом уровне конфликт, конечно же, потихоньку загладится, обидные речи не то что перестанут вспоминать, но и вовсе забудут.

Пётр СВОИК, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА


Поделиться
Класснуть