Месть бюрократов?
Неизвестного Серика, предлагающего у порога павлодарского спецЦОНа помощь в переоформлении машины, обсудили на заседании специальной мониторинговой группы, которое прошло в Павлодаре под председательством заместителя председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика ШПЕКБАЕВА. Представители агентства и видные общественники страны, акимы городов и районов, полицейские и прокуроры разбирали, почему этот Серик вообще появился у спецЦОНа, если известно, что по нормативам снять и поставить на учет машину можно самостоятельно всего за час.
Председатель республиканского общественного объединения “Первый антикоррупционный медиацентр” Толеген БАЙГУЛОВ рассказал, как с другими общественниками прибыл в Павлодар, чтобы выяснить, как здесь оказывают госуслуги, и показал тайно снятое видео.
- Мы просто обратились к охраннику спецЦОНа, он подозвал посредника, - поведал Толеген Байгулов. - И сказал нам: вот Серик, пожалуйста, разговаривайте, он решит все вопросы. И этот Серик предложил за вознаграждение в 10 тысяч тенге за 10-20 минут поставить машину на учет. В ДВД нам говорят, что это правительство для граждан с посредниками работает, а в правительстве для граждан утверждают, что в ДВД. Мы запутались.
Тут же встал замначальника ДВД Павлодарской области Курмангали ИСМАГУЛОВ.
- На сегодняшний день, - сказал он, - сотрудники ДВД соприкосновения с гражданами не имеют. Мы установили для этого специальные перегородки. Сотрудник спецЦОНа приносит за эти перегородки документы, наши сотрудники их только обрабатывают.
Тут уж поднялся управляющий директор по координации деятельности производства государственной корпорации “Правительство для граждан” Шокан АБДИЛЬМАНОВ и тоже исключил всякую возможность как-то влиять на скорость оформления машин.
- Сотрудник спецЦОНа, дай ему хоть миллион, при всем своем большом желании не сможет ни снять с регистрации ускоренно, ни поставить, ни зеркальный номер кому-то помочь получить, потому что база находится не у нас. Как-то повлиять на скорость продвижения электронной очереди он тоже не может, - заверил Шокан Абдильманов.
Директор департамента по контролю в сфере государственной службы Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Куаныш ЖАПАКОВ попросил государевых людей не отпираться и не делать вид, что обнаруженный общественниками у центра обслуживания населения Серик просто ходит и дурит всем голову.
Признаем, тот, кто не знаком с нашей действительностью, именно так бы и подумал: ну зачем платить 10 тысяч и получить услугу за 20 минут, если бесплатно она оказывается за час? Но мы-то знаем, что талончики, электронная очередь и четкие нормативы времени, отведенные на ту или иную операцию, совсем не гарантируют защиту от тех ляпов, на которые способны наши клерки. Порой даже складывается впечатление, что должностные лица специально мстят за то, что нет больше толп народа у окошек в ГАИ или, к примеру, в адресном столе.
Наша газета писала, как полтора года добивался справки с пропиской в собственной квартире павлодарец Сергей СТЕШЕНКО, студент Московского международного университета, получивший на время учебы в Москве временную прописку. Напомним, приехав навестить заболевшую мать, он пошел в ЦОН за адресной справкой и получил документ, что является… гражданином России из - внимание! - ЗАГРАНИЦА области, ЗАГРАНИЦА города, с улицы Советская, д. 26, кв. 12. Съездил в Москву, взял в ФМС России справку, что гражданином России не является и вида на жительство там не имеет. И получил в павлодарском ЦОНе новую адресную справку: Россия, ул. Советская, д. 26, кв. 12. Вот так, даже без определенного города. Чем все в результате закончилось?
- Через полтора года, в очередной приезд сына на каникулы, нам предложили заплатить деньги, чтобы получить документ с пропиской по павлодарскому адресу, - рассказала мать Сергея Ольга СТЕШЕНКО.
А вот совсем свежий пример. У завхоза павлодарского онкодиспансера Надежды ПУЗАНКОВОЙ, у которой в начале октября от сердечного приступа скоропостижно скончался муж, в ЦОНе едва у самой не случился приступ.
- В организации, где работал муж, попросили принести свидетельство о смерти, - рассказывает Надежда Григорьевна. - Сказали, что оно нужно срочно, чтобы официально уволить мужа и принять на его место другого человека. Я сдала нужные документы, а когда пришла забирать свидетельство, девушка мне говорит: “Вам отказано”. Как отказано? Оказывается, заявление на получение свидетельства о смерти, которое печатала сотрудница ЦОНа, почему-то заполнено от имени самого умершего. Поиздеваться надо мной решили, что ли?
Одним словом, порой проще заплатить Серику, чем рисковать своим здоровьем при общении с госорганами, пусть даже в электронной очереди ЦОНа. А уж как там этот Серик умудряется быстро проворачивать чужие дела, Толегену Байгулову, по его словам, разузнать не удалось. По мнению Шокана Абдильманова, способ избавиться от Серика есть - для этого народу нужно просто поменьше… ходить в ЦОН.
- Смотрю сейчас статистику именно Павлодарской области. За 2016 год ЦОНы оказали полтора миллиона государственных услуг, из них 839 тысяч - в электронном формате, - рассказал управляющий директор. - За девять месяцев 2017 года уже оказано миллион триста услуг, из которых 850 тысяч в электронном формате. Эти услуги люди могли бы получить на дому, на портале электронного правительства, а государство не тратило бы бумагу, свет, прочие расходные материалы. Это говорит о том, что 850 тысяч человек, или 70 процентов, зря пришли в ЦОН. В ЦОНах открыты уголки самообслуживания, можно прийти и научиться. Я прошу акимов уделять больше внимания автоматизации и электронному правительству, устанавливать в отделах ЖКХ, здравоохранения, архитектуры, образования, акиматах терминалы, чтобы не гонять людей за справками в ЦОНы. Пусть они сами себе эту услугу оказывают, без пароля. По республике в ЦОНы ежедневно приходит более 100-110 тысяч человек. Если бы не было автоматизированных систем, каждый день их сотрудников арестовывали бы. Но система построена так, что они не могут туда никак войти - с “железом” не договориться. Только автоматизация спасет нас от коррупции.
Ольга ВОРОНЬКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Павлодар