4822

Бензина нет, терпенья - тоже!

Вчера премьер-министр Казахстана показал себя “крутым парнем”. Еще бы! Два увольнения, два выговора высоким чиновникам плюс целых три громких заявления. Словом, Бакытжан САГИНТАЕВ (на снимке) сразу же задал заседанию своего кабинета беспрецедентно высокий градус.

Не успев сесть в кресло председательствующего, премьер сразу взял быка за рога - потребовал у главы Минэнерго объяснений, почему бензин в стране продается по лимиту, а кое-где даже по талонам И это, напомнил он, несмотря на обещания Каната БОЗУМБАЕВА стабилизировать ситуацию.
- Бакытжан Абдирович, разрешите короткое заявление? - кротко молвил главный энергетик и тут же направился к трибуне. - В период проведения EXPO резервы бензина 92-го, 93-го на нефтебазах снизились до уровня 140 тысяч тонн, что покрывает потребность страны примерно на 15 дней. Я сразу хочу сказать: слово “дефицит” использовать не совсем правильно. Дефицита в стране нет...
- Я вас перебью! - решительно пресек терминологические изыс­кания Бозумбаева его непосредственный начальник. - Если дефицита нет, откуда очереди тогда?
- Я попытаюсь сейчас разъяснить... - начал было министр
- Народ не поймет: есть (дефицит) или нет дефицита?.. - Сагинтаев вроде бы и не ждал оправданий. Но в итоге смилостивился, услышав:
- Я продолжу, если разрешите.
Получив отмашку продолжить, Бозумбаев, по сути, процитировал самого себя: встал на ремонт Павлодарский нефтехимический завод, увеличилась доля дорогого российского бензина, АЗС страны не стали наращивать дорогой импорт из страха возбуждения уголовных дел за якобы ценовой сговор, отдельные нефтебазы ограничили реализацию бензина из ожидания повышения цен на него и, наконец, казахстанский АИ-92 раскупают жители приграничных стран из-за его дешевизны, всего 150-155 тенге за литр, тогда как в России он стоит 210-220 тенге за литр, а в Кыргызстане - 190 тенге.

На этом месте, видимо, осознав, что он все это уже говорил день- два назад, министр начал давить на жалость:
- Я понимаю: всем набила оскомину уже эта модернизация. Когда я работал в регионах (акимом Жамбылской и Павлодарской областей. - Т. Г.), я сам думал, когда же закончится модернизация? Но призываю набраться терпения. Мы все на свои места расставим, в том числе коррекция по ценам возможна в начале ноября (в предыдущей версии - до конца октября). Модернизация НПЗ, которая уже завершается, позволит увеличить производство АИ-92 в 2,2 раза, АИ-95 и 98 - в 9,6 раза, дизельного топлива - на 30%, что полностью покроет потребность рынка за счет собственных производств уже в следующем году!
- Все это хорошо, но людей волнует сегодня, - уже не столь воинственно, но твердо заявил премьер. - Кто курирует в вашем ведомстве этот вопрос?

Бозумбаев назвал фамилию вице-министра Асета МАГАУОВА, услышав которую, Сагинтаев тут же сделал пометку в своем блокноте. И с самым миролюбивым видом стал слушать следующее выступление - президента “КазМунайГаза” Сауата МЫНБАЕВА:
- В Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам и по карточкам и 20 литров на одного потребителя. С 15 октября по Астане на своих заправках ограничение снимем. Цена - 155 тенге за литр, ниже не можем!

Премьер как бы между делом уточнил у главы КМГ, кто курирует эту сферу, и снова что-то записал в блокнот. А после сразу же, без разбега, перешел к “водным процедурам”.
- Я не могу принять этих объяснений! - решительно заявил глава правительства. - Заранее знали о ремонте ПНХЗ - можно было заранее просчитать, какой объем, откуда, в какие регионы нужно будет завозить, а не заниматься этим в сентябре. На пустом месте создали напряженность! И все ссылки на курсовую разницу, цены у соседей, увеличение доли импорта... Я не могу с этим согласиться и считаю это отговорками и уклонением от своих прямых должностных обязанностей! За это надо нести ответственность!
На этих словах все присутствующие заметно напряглись, предчувствуя оргвыводы. И не ошиблись!
В связи с тем, что дисциплинарные меры ответственности в отношении министров правительства принимает президент, я сегодня вношу на имя главы государства представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву, - пообещал премьер. И продолжил, разве что не потирая руки: - По вице-министрам - это моя прерогатива. Относительно вице-министра энергетики Асета Магауова принимаю решение: освободить от занимаемой должности. По “КазМунайГазу”. Как премьер-министр и председатель совета директоров “Самрук-Казына” даю поручение ШУКЕЕВУ (Умирзаку, главе ФНБ “Самрук-Казына”. - Т. Г.) в установленном порядке принять меры по наложению дисциплинарного взыскания на председателя правления “КазМунайГаза”, а также принять меры по прекращению полномочий зампреда правления “КазМунайГаза” Данияра БЕРЛИБАЕВА - за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Выдержав эффектную паузу, рулевой кабмина счел необходимым еще раз напомнить подчиненным об их персональной ответственности.

- Вам даны все необходимые полномочия и возможности. Перекладывание ответственности на других не принимается! Отвечаете персонально! - жестко закончил Бакытжан Сагинтаев.
Тут уж даже журналисты в соседнем пресс-зале бурно зааплодировали, а кто-то воскликнул: “Наконец-то!”
Впрочем, как выяснилось, это был еще не конец. Гнев Сагинтаева обрушился на акимов, общение с которыми проходило в селекторном режиме. У главы Карагандинской области Ерлана Кошанова Сагинтаев поинтересовался причиной дефицита угля в шахтерском крае.
- В предыдущие годы население закупало уголь в течение всего октября. В этом году 27 сентября начался отопительный сезон, - ответил г-н Кошанов.
- Ерлан Жаханович, по-вашему, теперь население виновато? Раньше они в октябре покупали, а тут начали в сентябре покупать! - с явным раздражением отреагировал премьер.
На это рулевой области отреагировал дежурно: мол, приняты меры по увеличению отгрузки угля и в течение недели ажиотаж вокруг черного золота спадет. Столичный градоначальник Асет ИСЕКЕШЕВ также заверил: на днях в Астану поставят 5 тысяч тонн угля. Но маховик сагинтаевского гнева было уже не остановить.
- Не знали, что похолодает рано?! - желчно заметил он, обращаясь ко всем сразу. - Когда до этого докладывали, все говорили о том, что готовность к отопительному периоду - 100 процентов. В итоге угля не хватает. Это ответственность или, вернее, безответственность руководителей!
Тут, по всей видимости, у Сагинтаева иссяк запас “желтых” и “красных” карточек. Он только поручил своему первому заму Аскару МАМИНУ держать ситуацию на контроле.
Раздав всем сестрам по серьгам, премьер перешел ко второму вопросу повестки - состоянию авиации в стране.
Напомнив о последнем по времени ЧП с разбившимся Ан-28 под Алматы, унесшем пять жизней, Бакытжан Сагинтаев раздал конкретные поручения.
- Этот трагический случай говорит о том, что есть большие проблемы в сфере санавиации: используются старые самолеты, не обеспечивается безопасность полетов, в регионах нет условий для круглосуточного приема воздушных судов и в результате ставятся под угрозу жизни как высококвалифицированных специалистов, так и тяжелобольных! Поручаю министерствам здравоохранения, по инвестициям и развитию, внутренних дел провести тщательное расследование данного случая. Проверить имеющийся парк сан­авиации, усилить требования к авиа­перевозчикам и принять меры по созданию соответствующих условий для осуществления подобных внеплановых рейсов, - распорядился он.
Когда в пресс-зале погасли мониторы, что означало завершение совещания, двери зала заседаний не открывались еще с полчаса. Журналисты в кулуарах гадали, с каким лицом выйдет “бензиновый” министр - с печальным или гневным. Оказалось - с самым невозмутимым.
- У меня всегда такое лицо, - бесстрастно заметил он, направляясь к микрофону. - Я не обсуждаю решения вышестоящего руководства, потому что я - член правительства, а он (Сагинтаев. - Т. Г.) - председатель правительства. Это противоречит нашей этике. В рамках своей компетенции он принял необходимые меры, и я их обсуждать не собираюсь.
- Планируете ли вы теперь подать в отставку? - поинтересовалась корреспондент газеты “Время”.
- Я министр этого правительства, моя судьба находится в руках президента. Как скажет президент, я так и сделаю. Раз есть ситуация, мы ее должны выправить: побыстрее извиниться перед населением страны, что созданы такие проблемы. Но на это были свои объективные причины.
...Остальные министры, даже те, кто не попал под раздачу, выглядели явно растерянными. Лишь глава Минобра Ерлан САГАДИЕВ по-деловому сообщил: со следующего учебного года предмет “информатика” будет введен с третьего класса, а не с пятого, как сейчас. Кроме того, начнутся обсуждения с депутатами и родительской общественностью возможности внедрения этой дисциплины уже с первого класса. Министр добавил: он внес в правительство предложение о создании в Астане IT-университета с иностранными преподавателями.

Тогжан ГАНИ,фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть