Так летать нельзя!
Шесть авиакатастроф за три с небольшим месяца! Это просто вопит о системном кризисе казахстанской авиации, уверен Дмитрий ДУШИМОВ (на снимке). Почетный авиатор республики, экс-командир алматинского авиаотряда призывает власти срочно принять несколько первоочередных комплексных мер.
По его словам, нужно немедленно создать орган государственного управления с непосредственным подчинением премьер-министру, а лучше - президенту страны и наделить эту структуру реальными полномочиями.
- Сегодня председатель комитета гражданской авиации ни одного руководителя авиакомпании или аэропорта не может ни сместить, ни наказать, ни даже замечания объявить: они ему просто не подчиняются. Максимум, что он может сделать, - дать рекомендации, исполнение которых на совести владельцев авиакомпаний. Роль государства сведена на нет, а между тем авиация материалоемкая, налогоемкая, капиталоемкая отрасль. Поэтому рассчитывать на то, что придет частник и поправит наши дела, сверхнаивно! - горячится Дмитрий Аббасович.
По словам г-на Душимова, архиважно проводить единую техническую политику в подборе летательных аппаратов. В Казахстане до сих пор летают на самолетах, выпущенных в 60-х годах прошлого века, а определяющим фактором покупки новых воздушных судов является бросовая цена.
Помимо этого ветеран отрасли призывает передать Академию гражданской авиации из ведения Минобразования и науки в профильное ведомство. Это поможет избежать многих ошибок. К примеру, не сведущие в воздушной отрасли чиновники МОН на бюджетные деньги приобрели для курсантов самолеты TECNAM, на которых ни в одной авиакомпании в стране не летают, а значит, и учить будущих пилотов на таких машинах бесполезно.
Еще одна мера - разработать программу развития местного авиасообщения и построить в стране 100 аэродромов с искусственным покрытием шириной два километра.
- И тогда люди перестанут гибнуть зимой на междугородных автодорогах (от этого каждый год умирают, по некоторым данным, 2000 человек). А выпускники академии, обученные летать на актуальных самолетах, будут трудоустроены. Нужно понять всем, что без авиации Казахстан жить не может! У нас девятая страна по территории в мире, а по плотности населения мы где-то на 184-м месте. Вот почему воздушный транспорт должен быть брендом Казахстана! - подчеркивает Душимов.
А еще он предлагает вернуть авиаработникам социальные льготы и выход на пенсию по выслуге лет.
- Наверное, так много спортсменов в парламенте не нужно. А вот один авиатор там должен быть, чтобы не принимать таких законов, по которым бортпроводница обязана до 58 лет летать. Депутаты, видимо, считают, что бортпроводница сидит, чтобы чашку кофе принести. Чашку кофе можно и в 60 лет принести, нет вопросов. Но это не главная ее задача. Главная задача - во время происшествий она должна вытащить из самолета на своем горбу стокилограммового депутата! - невесело шутит Дмитрий Аббасович.
То же самое касается пилотов: по нынешнему законодательству они уходят на пенсию в 63 года, что абсурдно, считает эксперт. После 50 лет в организме человека начинаются необратимые физиологические процессы. В таком возрасте соответствовать всем медицинским требованиям, работая в условиях повышенного стресса и других вредных для здоровья факторов, невероятно сложно.
- Сейчас, чтобы продержаться до 63 лет, пилоты вынуждены скрывать свои болезни. В результате имеем то, что имеем... Сколько еще человек надо убить для того, чтобы понять, что в авиации нужны кардинальные перемены?! - восклицает Душимов.
Услышат ли наши власти (и не только авиационные) крик души человека, отдавшего гражданской авиации почти шестьдесят лет? Ведь без современной и, главное, безопасной малой авиации невозможно достичь стоящих перед страной больших целей.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана