Министр, к доске!
Что придумают в Минобрнауки, выполняя поручение главы государства “растолковать и объяснить” возмущенным родителям и учителям суть новых школьных учебников?
Про новые пособия по русскому языку для 5-х и 7-х классов в этом году узнали даже те, чьи дети давным-давно окончили школу. Шумели родители так, что глас возмущенных услышал Нурсултан НАЗАРБАЕВ. На пресс-конференции в Акорде в минувший четверг президент фактически поручил Министерству образования и науки разрядить ситуацию в школьно-родительской среде.
Конечно, сделать так, чтобы все родители были довольны, - задача из области фантастики. Но вот склонить на свою сторону хотя бы большую часть мам и пап, которые отчего-то не оценили все прелести обучения по обновленной программе и учебники, шагающие - хочется в это верить! - в ногу со временем, вполне возможно.
К слову, когда в самом начале учебного года волна возмущения поднялась так, что игнорировать ее стало попросту опасно (как бы не смыло!), в образовательном ведомстве попытались успокоить разбушевавшийся честной народ. Собрали пресс-конференцию, выдали несколько интервью в СМИ. Но особо не помогло - людское море по-прежнему волнуется (см. “Всеобщее среднее недовольство”, “Креативно-языческая сила”, а также “Минобр подружился с Кукусей и Калушей”, “Время” от 9.9 и 13.9.2017 г.).
- Что вы собираетесь делать в связи с высказыванием президента об учебниках по русскому языку? - обратились мы вчера к Майраш ТАЙКЕНОВОЙ (на снимке), советнику министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА.
- Мы уже многое сделали: пригласили авторов учебников (по русскому языку для 5-х и 7-х классов. - О. А.), провели с их участием пресс-конференцию. СМИ писали по этому поводу, цитировали Зинаиду САБИТОВУ (автора учебника по русскому языку для 7-го класса. - О. А.). Затем разместили разъяснения в соцсетях, распространили их по школам, даже просили сделать рассылку родителям по WhatsApp.
- Вы считаете, этого достаточно и больше ничего не будете делать?
- Нет, мы будем и дальше проводить эту работу! Но пока не могу сказать, какую именно. Я еще не общалась с министром по этому поводу, он сейчас в командировке. Но разъяснения еще обязательно будут.
- Может ли министерство пользоваться другими учебниками по русскому языку для 5-х и 7-х классов?
- Я не могу ответить на этот вопрос.
Понять Минобр, в общем-то, можно: их задача - до конца стоять на своем, сохраняя лицо. Но тут, как в случае с пятидневкой, не отыграешь сказанное назад и не поменяешь на ходу правила игры - на оригинальные учебники потрачены немалые бюджетные деньги. Что делать в этой ситуации? Срочно издать альтернативное пособие? Конечно, возможно, но вряд ли это реально. Тогда чаще выступать в СМИ, соцсетях, на школьных собраниях, еще где-то с разъяснениями нового формата. Простите за тавтологию и каламбур, но альтернативы-то, по сути, нет!
- Ситуация настолько серьезна, что президенту пришлось официально заявить о своем отношении к этому вопросу, - говорит депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА, ранее раскритиковавшая новые учебные пособия, в том числе, заметим, со страниц нашей газеты (ссылки на публикации см. выше). - Теперь есть надежда на то, что Министерство образования пересмотрит некоторые моменты и найдет возможность отнестись к этим вызвавшим столько скандалов учебникам таким образом, чтобы по ним можно было заниматься.
- Что можно сделать?
- Выпустить какие-то методические рекомендации, дополнительную литературу, хрестоматии - разместить их в электронном виде, дать разрешение использовать вместо сомнительного учебника другой. Педагоги на местах ждут этих рекомендаций! И главное - министерство должно сделать из всего происходящего выводы, ведь в следующем году на новые стандарты обучения перейдут и другие параллели, будут изданы новые учебники. Поэтому к этому вопросу нужно отнестись со всей серьезностью, чтобы ситуация не повторилась!
Будем надеяться, что новая попытка образовательного ведомства четко и внятно обосновать свою позицию, успокоить общественность, убедить, попросить родителей учеников не кипятиться и немного подождать окажется намного логичнее и продуктивнее. А мы обязательно проследим за дальнейшими действиями профильного министерства, ведь оно в любом случае должно отреагировать на поручение главы государства.
Оксана АКУЛОВА, фото с интернет-ресурсов и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Кстати
Вот как в недавнем интервью Tengrinews, размещенном на этом портале 11 сентября, глава Минобра г-н Сагадиев оценивает и комментирует шумиху вокруг новых учебников:
“Теперь как делаются некоторые скандалы. Это достаточно просто. Например, находится одна женщина, желательно из глубинки, не учитель, которая недовольна словом или отдельным текстом в учебнике. У нее берут интервью, и следует статья “Родители (их уже много!) возмущены новыми учебниками”. Далее просят авторов дать разъяснения. Методические пояснения специалистов выдаются уже под заголовком “Авторы скандального (он уже скандальный!) учебника дали пояснения”. Все, дело сделано. Можно дальше нагнетать: “Новое содержание со временем будет у всех”, далее использовать слова “докатились”, “катастрофа”, далее “пора уезжать”, усиливая психоз. Но как минимум трафик на пару дней обеспечен. Конечно, трудно, когда против вас применяются такие технологии.
Часто используются фейки или еще чаще скандальный заголовок, в общем-то, в нормальном тексте. После выхода такого рода публикаций редакторы разводят руками: “Громкий, жареный заголовок - 80 процентов того, что статью прочитают. Мол, не переживайте, сам текст-то нормальный. Таковы сегодня правила игры. Не мы их устанавливаем. Это рынок…” Словом, Nothing personal, it’s just business…”
ОТ РЕДАКЦИИ Всем известен излюбленный способ наших чиновников находить крайних в любых проблемах: во всем виноваты журналисты, которые “раздувают” и “не так все преподносят”! Не чурается этого, как мы видим, и глава Минобра. А того, что люди возмущаются без “помощи” СМИ, по логике министра быть не может! Ну да - народ у нас безграмотный, невежественный - куда уж ему тягаться с “прогрессистами” из МОН... А парламентарии, которые выражают свою обеспокоенность? Они тоже “отстали от жизни”, г-н министр?