Адвокаты просят защиты
Снижение срока задержания до 48 часов, запрет ареста подозреваемых в совершении экономических преступлений, передача части полномочий прокуратуры судебной системе - эти и другие предлагаемые нововведения обсудили вчера в Алматы участники “круглого стола”, посвященного реформированию уголовного процесса.
Как сообщил заместитель генерального прокурора Марат АХМЕТЖАНОВ, разрабатываемые сейчас поправки в законодательство предусматривают снижение срока, на который правоохранительные органы имеют право задерживать человека без санкции суда, с 72 до 48 часов, несовершеннолетних - до 24 часов. Планируется также передать судебным органам полномочия по санкционированию следственных действий, разрешение на проведение которых в настоящее время дает прокурор. Кроме того, граждан будут уведомлять о проведении в отношении их негласных следственных действий, таких как прослушивание телефонных переговоров, наружное наблюдение
и т. д. Разработчики поправок также предлагают упростить расследование уголовных проступков.
- Возможность не собирать доказательства, если все ясно, очевидно, все зафиксировано техникой, все согласны, - говорит Марат Ахметжанов. - Это все реально сократит срок расследования. К тому же дело будет направляться в суд напрямую, без прокурора. Однако в суде гарантии защиты прав участников дела остаются, так как в процессе участвует прокурор. Там он будет объективно, без предвзятости оценивать доказательства и высказывать свою позицию о законности - имеется ли там состав преступления. В этом случае прокурор не будет связан тем, что он направил дело в суд. Если необходимо, есть институты отказа от обвинения.
Еще одно нововведение коснется экономических преступлений, по которым предлагают вообще отменить такую меру пресечения, как арест. Правда, как отметил Марат Ахметжанов, эта поправка не коснется большого количества людей.
- По 25 составам мы уже гуманизировали, - сказал замгенпрокурора. - Сегодня вопросы уже практически решены. В 2016 году из 11 тысяч арестованных 170 - за деяния в сфере экономики. Из них за лжепредпринимательство, которое мы недавно декриминализировали, - 132 человека. В итоге поправка коснется лишь 0,1 процента арестованных.
Большое внимание сейчас уделяется цифровизации уголовного процесса, то есть переводу документооборота в электронный формат.
- В некоторых регионах страны мы начали пилотные проекты, и уже есть результаты, - сообщил Марат Ахметжанов. - На сегодняшний день суд выдал уже 103 санкции электронно, ведем электронные уголовные дела по 206 проступкам, из которых 38 направлены в суд. Когда мы полностью перейдем на цифровой формат, многие проблемы уйдут в прошлое.
Силовики еще много говорили о положительных, на их взгляд, моментах, однако, как выяснилось, адвокатское сообщество их оптимистические настроения не разделяет.
- К сожалению, адвокатское сообщество не было допущено к обсуждению данного законопроекта, - сказал председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар ТУГЕЛ. - И то, что заместитель генерального прокурора определил, по каким параметрам сегодня идет работа, у меня вызывает большие сомнения. Потому что для того, чтобы поднять состязательность сторон на досудебной стадии, необходимы правовые механизмы для адвокатов по сбору и предоставлению доказательств. Одним только обращением к следственному судье состязательность не обеспечить. И тем более при такой ситуации раскрывать и предоставлять органу обвинения те материалы, которые собрал адвокат, адвокатское сообщество считает недопустимым. Я хотел бы, чтобы полномочия адвокатов по собиранию доказательств были в УПК детально прописаны. Процессуальные формы депонирования данных, допросы свидетелей, назначение производственных экспертиз, получение образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, использование возможностей частной детективной деятельности. Еще одно из важных условий для обеспечения состязательности - прописать гарантии неприкосновенности адвокатов. В частности, запрет на прослушивание и запись телефонных переговоров, на вторжение в служебные и жилые помещения адвокатов, в том числе осуществление гласных и негласных осмотров, обысков, выемок и иных подобных мероприятий. Ну и главное - запретить привлечение адвокатов в качестве лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами на конфиденциальной основе.
После выступления Ануара Тугела исполнявший роль модератора “круглого стола” председатель Верховного суда Кайрат МАМИ не удержался от колкости.
- Ануар Курманбаевич, вы являетесь председателем Республиканской коллегии адвокатов, - сказал он. - И ваши выступления последние пять лет начинаются с жалобы. Если адвокаты сами себя не умеют защищать, не знаю, как они защищают интересы других граждан. Это к сведению. А то, что с самого начала разработки этого законопроекта в нем принимают участие представители адвокатского сообщества, вы не замечаете.
Другие участники “круглого стола” тоже высказали свои соображения по поводу дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также выслушали доклады представителей международных организаций и иностранных судебных органов о том, каким образом подобные вопросы решаются на Западе.
Подводя итоги, Кайрат Мами пообещал, что все прозвучавшие в ходе “круглого стола” мнения будут учтены при разработке законопроекта.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы