Сиди дома, не гуляй!
Бывший аким Карагандинской области, бывший глава правительства и, наконец, отставной министр обороны Серик АХМЕТОВ уже 21 сентября покинет колонию АК-159/18 в поселке Карабас
Из полученной в Карагандинском областном суде информации стало ясно: за “колючкой” Серик Ныгметович времени зря не терял.
- Являлся участником секции досуга и самовоспитания, участвовал в самодеятельности, соблюдал нормы распорядка исправительного учреждения, не вступал в конфликты с другими осужденными, заработал четыре поощрения и четыре грамоты. Благодаря этому получил вторую положительную степень поведения, - перечислила заслуги образцового сидельца судья - координатор по работе со СМИ Карагандинского облсуда Карлыгаш НУРМАГАМБЕТОВА (на снимке).
Впрочем, одни лишь замечательные характеристики вряд ли помогли бы высокопоставленному в прошлом чиновнику добиться перемены участи. Сыграла совокупность сразу нескольких факторов. Во-первых, к этому моменту он уже отсидел треть срока. Тут следует пояснить: в зачет пошло не только время содержания Ахметова под стражей, но и домашний арест, под которым он находился с ноября 2014 года (см. “С доставкой на дом”, “Время” от 20.11.2014 г.). Согласно приговору два дня пребывания Серика Ныгметовича в его личном карагандинском особняке приравнивались к одному дню реального заключения.
Во-вторых, как все мы помним, в преддверии рассмотрения апелляционной жалобы на суровый десятилетний вердикт суда первой инстанции Серик Ахметов погасил причиненный государству ущерб - с помощью друзей и родственников собрал и вернул государству свыше 2,2 миллиарда тенге (см. “За себя и за того парня”, “Время” от 9.3.2016 г.). После чего служители Фемиды, оценив по достоинству этот поступок не мальчика, но бывшего госмужа, скостили ему срок с десяти до восьми лет (см. “Игра в нары на деньги”, “Время” от 14.3.2016 г.).
Наконец, в-третьих, на руку экс-премьеру сыграла амнистия, приуроченная к 25-летию независимости Казахстана. В январе этого года остатки срока его наказания сократились на четверть, а точнее, на один год и семь месяцев. Оставалось лишь досидеть до конца лета, когда время пребывания в заключении натикало на треть от общего срока заключения - тогда и было подано ходатайство о смягчении кары.
И вот в минувший вторник оно дождалось своего рассмотрения в Абайском райсуде. Судебное заседание прошло в закрытом режиме на территории колонии АК-159/18. Пожалуй, сомнений в появлении очередных поблажек для бывшего премьера ни у кого не было. Однако по одному вопросу сохранялась интрига: часть 3 статьи 73 УК РК (“замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо сокращение срока назначенного наказания”) содержит два варианта развития событий. Суд мог избрать для Ахметова штраф - из расчета один МРП (2 тысячи 269 тенге) за четыре дня лишения свободы. И тогда Серику Ныгметовичу пришлось бы вновь скрести по сусекам в поисках кругленькой суммы. Но и тут ему, пожалуй, повезло.
- Суд посчитал, что можно избрать для Ахметова не штраф, а ограничение свободы, - сообщила нашему корреспонденту Карлыгаш Нурмагамбетова. - Весь оставшийся срок в размере 4 лет и 26 дней он проведет под пробационным контролем. После выхода из-под стражи ему будет необходимо прибыть на постоянное место жительства и в течение пяти дней зарегистрироваться в уполномоченном государственном органе. Запрещено менять место жительства и работы без уведомления осуществляющего контроль госоргана. Запрещено посещать бары, рестораны и увеселительные заведения с целью употребления спиртных напитков. Следует осуществлять материальную поддержку семьи. И, разумеется, не допускать совершения каких-либо правонарушений и преступлений. Пробационная служба установит Ахметову график, когда ему нужно будет приходить и отмечаться у них (обы-чно два раза в месяц). Между тем орган контроля вправе проводить ежедневные проверки. По вечерам он должен будет находиться у себя дома.
Постановление Абайского райсуда о смягчении наказания вступит в силу 21 сентября, и тогда Серик Ныгметович сможет насладиться свободой - пусть и ограниченной. До этого времени у местных прокуроров остается шанс опротестовать судейское решение. Вот только пожелают ли в надзорном органе делать это? Ведь сами прокуроры на слушаниях поддержали ходатайство Ахметова. Впрочем, если в деле вдруг обнаружится “что-то не то”, у Генеральной прокуратуры есть еще год, чтобы внести в суд представление об “ухудшении участи осужденного”.
- Ахметову также предписано не нарушать условия ограничения свободы. В противном случае он в любой момент может снова оказаться под стражей, - напомнила Карлыгаш Нурмагамбетова.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда