Мир и мирный атом
Два дня назад в Казахстане открыли первый в мире международный банк низкообогащенного урана. Здесь все сошлось не случайно. Именно в этот день, 29 августа 1991 года, в нашей стране произошел беспрецедентный пример разоружения: закрылся ядерный полигон в Семипалатинске, от которого до сих пор страдает часть казахстанцев. И размещение банка в республике стало логическим продолжением политики Казахстана по сокращению ядерной угрозы в мире.
Внимание всего мира было приковано к запуску банка ядерного топлива. Журналисты съехались со всех континентов. Прибыло все руководство МАГАТЭ - единственной структуры ООН, ответственной за мирную атомную энергию, а также представители стран - доноров банка.
Несмотря на то что церемония открытия проходила в Астане в отеле “Хилтон” банк расположился в Усть-Каменогорске, на базе Ульбинского металлургического завода, основанного в 1949 году. Завод имеет 40-летний опыт по производству ядерного топлива, включая работы с гексафторидом урана, который и будет храниться в банке. Он будет поставляться только в страны - члены МАГАТЭ, которые исполняют обязательства по нераспространению, и только в случае кризисной ситуации на мировом урановом рынке. В идеале этот неприкосновенный запас не потребуется никогда.
В усть-каменогорском банке будет находиться резерв низкообогащенного урана массой 90 тонн. Этого достаточно, чтобы произвести топливо, необходимое для питания большого города на срок до трех лет.
В начале мероприятия запустили телемост, соединивший Астану с Ульбинским металлургическим заводом, на котором в пока еще пустом огромном помещении находились аким ВКО Даниал АХМЕТОВ, руководитель проекта банка НОУ Марк БАССЕТ и глава Ульбинского металлургического завода Юрий ШАХВОРОСТОВ. Все подтвердили, что здание полностью готово для размещения в нем банка ядерного топлива, на предприятии соблюдены все международные требования по ядерной, радиационной и физической безопасности.
После чего президент Казахстана объявил о запуске банка и передал символические серебристые ключи от этого здания президенту МАГАТЭ Юкия АМАНО. Дело в том, что его единственным владельцем станет только МАГАТЭ. Это первый в мире в своем роде банк, неподконтрольный никакой стране. Однако в создание этого проекта добровольно вложились доноры: фонд “Инициатива по сокращению ядерной угрозы” (50 млн. долл.), США (49,54 млн. долл.), ОАЭ (10 млн. долл.), Кувейт (10 млн. долл.), Норвегия (5 млн. долл.) и ЕС (до 25 млн. евро). А Казахстан в 2011 году первым и единственным вызвался разместить депозитарий на своей территории и обеспечивать его постоянную физическую защиту.
Лидеры Казахстана и МАГАТЭ долго жали друг другу руки, после чего Нурсултан НАЗАРБАЕВ выступил с речью. Его как руководителя страны - лидера глобального нераспространения беспокоит нарастание напряженности между Россией и США.
- Мы обеспокоены ужесточением санкционного противостояния между США и Россией, полагаем, что это ведет к нарастанию напряженности между двумя ведущими ядерными государствами и в мире в целом. Это не может не вселять беспокойства для всего человечества. Здесь принципиально важно не допустить перерастание торгово-экономических конфликтов в силовое противостояние. Что касается ситуации вокруг Корейской Народно-Демократической Республики, то мы решительно поддерживаем резолюцию Совета Безопасности ООН 2371. Полагаем, что серьезная платформа для сотрудничества трех ядерных государств - США, России и Китая - может начаться именно в этом вопросе! - заявил президент РК.
По его словам, даже половина процента всех ядерных арсеналов мира могут нарушить климат и вызвать глобальный голод на земле. В этой связи Назарбаев внес четыре предложения по решению вопросов ядерной безопасности:
- Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО. - Т. Г.) не оправдывает возлагающихся на него надежд. Нет конкретных шагов против тех, кто нарушает. В частности, страны ядерного клуба не раскрывают свои сведения о ядерных программах в добровольном порядке, а остальным запрещают иметь, испытывать и распространять. С других же стран требуется исчерпывающая информация. Необходимо сокращать такой дисбаланс подходов между ядерной “пятеркой” и остальным миром! В 2020 году мировое сообщество будет отмечать 50-летие вступления в силу ДНЯО, давайте все приложим усилия, чтобы к этому сроку Договор о полном запрете оружия также вступил в силу!
Далее президент Казахстана предложил провести легализацию статусов всех де-факто ядерных государств и созвать саммит стран - обладателей ядерного оружия.
Кроме этого Нурсултан Назарбаев обратился к тем странам, которые еще не подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, из-за которых тормозится вступление документа в силу.
И наконец, он предложил объединиться всем безъядерным зонам, которые сегодня созданы в Латинской Америке, Африке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии, в 2009 году в Центральной Азии, чтобы выработать совместный план действий.
После официальной части открытия состоялась пресс-конференция для СМИ, у которых накопилось огромное количество вопросов. Так, журналист из Брюсселя спросил, сможет ли обогащенный уран из банка купить Северная Корея?
- Банк открыт для тех, кто соблюдает требования МАГАТЭ. И Северная Корея может, конечно, в этом участвовать, если только она начнет соблюдать все условия, - заявил сопредседатель организации “Инициатива по сокращению ядерной угрозы” Сэмюэль НАНН.
Агентство “Россия сегодня” интересовалось перспективой трансформации банка МАГАТЭ в коммерческую организацию для продажи урана, а также вопросом даты первых поставок.
- Мы скоро выпустим ценовое предложение, тендер будет открытым, и процесс будет соответствовать практике ООН по закупкам. Но коммерциализации не будет. МАГАТЭ - это некоммерческая организация, мы не торгуем низкообогащенным ураном, - уточнил гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано.
- Что касается закупок урана, то первые тендеры начнутся уже в этом году. В следующем году они продолжатся. И любое государство, которое отвечает стандартам МАГАТЭ, может участвовать в тендере, в том числе и Казахстан, - дополнил министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ.
Также Бозумбаев ответил на вопрос об опасности такого банка урана для здоровья населения.
- Часто я читаю в прессе, как публика путает банк низкообогащенного урана, которым является гексафторид урана, с ядерными отходами. Однако никакого отношения к ядерным отходам это не имеет! - заявил он.
Кроме того, банк не принесет никаких поступлений в Казахстан, но и не потребует затрат из бюджета. Все расходы, связанные с хранением урана, будут покрываться оператором склада - АО “Ульбинский металлургический завод”.
Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана