4918

Жетысу - это звучит гордо!

Амандык БАТАЛОВ: Чтобы быть акимом, одних мозгов мало...

Последние две недели хедлайнером новостных лент стал аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ. Несмотря на относительное политическое затишье в стране, интерес к самому колоритному региону и его руководителю не утихает. Может быть, виной всему его подчиненные, которые с завидной регулярностью попадают в поле зрения журналистов? Причем не трудовыми достижениями, а поступками. Или успешная работа Амандыка Габбасовича в должности главы Жетысуского края кому-то покоя не дает? Этот и другие вопросы мы задали самому акиму области.

- 20 августа исполнилось ровно три года с того момента, как вы возглавили Семиречье. Помню, что, когда вас назначили акимом области, вы пообещали увеличить площади сахарной свеклы, создать благоприятные условия для кукурузоводов, остановить хаотичную застройку близ Алматы, возвратить не­используемые земли в госсобственность, привести в порядок берег Алаколя, построить аэропорт и наладить там железнодорожное сообщение. Кроме того, отремонтировать аварийные школы и ликвидировать трехсменное обучение. Давайте разберемся, что выполнено, а что провалено?

- Первое. Сейчас мы приводим в порядок ирригационные сети. Восстановили 17 тысяч километров. Раньше очень много было бесхозных сетей, теперь их приобрели в коммунальную собственность. Благодаря этой работе площадь орошаемых земель увеличилась еще на 126 тысяч гектаров, а так было порядка 450 тысяч гектаров.
Второе. В этом году под посевные площади сахарной свеклы отвели 9 тысяч гектаров. Вчера глава государства спросил у меня: “Сколько планируешь получить сахарной свеклы?” Я ответил, что 350 тысяч тонн. И получим. Сейчас на полях применяем новую беспрополочную технологию. От сорняков избавляемся гербицидами. Обработали
2 тысячи гектаров, планируем довести площади обработки до 5 тысяч гектаров. Эта технология поможет избавиться от ручного труда, и свекловоды навсегда забудут, что такое тяпки. Посмотри, сколько сельхозтехники закупили: 404 единицы.
Модернизировали Коксуский сахарный завод. На эти цели инвестировано 2,4 миллиарда тенге. Кагатное поле заасфальтировали, закупили буртоукладочные машины, чтобы не создавать очереди при разгрузке, базары вокруг убрали, чтобы не мешали движению. В этом году закроем полностью потребность области в сахаре.
Помнишь, мы с тобой поспорили? Я ведь живой человек. Ты тогда засомневалась в наших возможностях (см. “Свеклу по осени считают!”, “Время” от 21.2.2015 г.). После этого я поехал на Коксуский сахарный завод и... испугался. Там электро­оборудование с 30-х годов прошлого века стояло. Ничего, все исправили. Восстанавливаем Аксуский сахарный завод, где будет перерабатываться продукция свекловодов Аксуского, Алакольского и Сарканского районов. Через СПК “Жетысу” мы из местного бюджета направили порядка 3 миллиардов тенге. Владелец завода - очень хорошо известный в стране строитель, он поверил мне и вложил 11 миллиардов тенге. Он хочет работать. Поменял частично технологическое оборудование, сделал ремонт зданий и сооружений, закупает топливо, восстанавливает ТЭЦ, проводит подбор кадров и их обучение.

Плохо, что во многие вопросы, которые акимы городов и районов могут решить на своем уровне, приходится вмешиваться мне. У акимов, видимо, принято создавать трудности для предпринимателей. А ведь благодаря предпринимателям растет экономика! Я им благодарен за то, что они развивают свой бизнес. Но между мной и ими дают сбой исполнители. За это потом приходится мне расплачиваться...
Третье. Я обещал газ провести. Уже газифицировано 108 населенных пунктов.
Идет полным ходом газификация города Талдыкоргана. Общая протяженность четырех очередей внут­ригородских сетей газопровода 1370 километров. Первая очередь - подключили частный сектор, после -
микрорайоны, район областной больницы, район железнодорожного вокзала, а потом перейдем к цент­ральной части города. 
Но магистраль остановилась, и тогда я попросил премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА поддержать нас. Спасибо, помог. Магистраль от Талдыкоргана теперь протянем в Текели, захватим Ескельдинский район. Уже в Жаркенте начали прокладывать. У нас мощности хватит протянуть до Алаколя.
Четвертое. Мы должны гордиться, что у нас есть такая жемчужина, как Алаколь. Все мои друзья из Астаны хотят к нам на отдых приезжать, да вот дорога была слишком длинная. Теперь эта проблема решилась. Мы построили современный аэропорт в Ушарале, авиарейсы запустили из Астаны и Алматы, наладили железнодорожное сообщение, пятизвездочные гостиницы на берегу озера строим.
- А как обстоят дела с аварийными школами и ликвидацией трехсменки?
- Проблему со строительством школ взамен аварийных решили, а вот покончить с трехсменкой не получается у нас. Идет естественный рост населения, и это нас радует. В этом году в Алматинской области в 1-й класс идут 49 тысяч детей. Это целый город. Где еще в других областях можно такое увидеть?
- Неужели не осталось у вас нереализованных планов - таких, которые сейчас кажутся фантастикой?
- Вот ты у меня спрашиваешь: “Что я не сделал?” Я хотел построить в Талдыкоргане какой-нибудь центр, как “Мега”. Я уговаривал бизнесменов, а они мне говорят: “Амандык Габбасович, ну если хотя бы 300 тысяч населения было, построили бы”. Постепенно я бы переселил туда стихийных торговцев. Мне ничего не стоит в один день применить власть и всех разогнать. Но я просто людей жалею. За ними стоят их маленькие дети, семьи. Хотя и они со своей стороны тоже должны быть патриотами и думать о своем городе.

Фонтан, как в Швейцарии, сделаем. Его сделали, но не такой, как я хотел. Я мог сказать: “Ну ладно, как сделали, так сделали”. Нет, я хочу, чтобы хорошо сделали, заставляю переделывать.
Еще хочу построить легкоатлетический манеж за “Салтанат Сарайы”. Крытый, чтобы ребята могли заниматься круглый год. Ведь легкая атлетика - это королева спорта.
Еще один проект, который очень хочу реализовать, - построить бассейн на 50 метров с 10-метровой вышкой. А для этого нужно снести постройки, которые расположены возле парка “Жастар”. Но, когда мы начали сносить этот маленький кусок, народ стал возмущаться: дескать, мы против их бизнеса. Приезжали журналисты и общественники из Астаны. Хотя акима Талдыкоргана я предупреждал заранее, чтобы люди там не застраивались, все равно это территория будет расчищаться.
Вот, смотри, в Астане есть микрорайон “Чубары”. Знаешь, какие там коттеджи стоят?! Это элитный район. Сейчас он рядом с такими небоскребами, как здание “Казахстан темир жолы”, находится в центре Левобережья. Так вот по генеральному плану этот район теперь сносится. Там в последующем будут возведены жилые многоэтажки и офисы.
У нас же, есть здесь генплан, нет генплана, без разрешения начинают строить. Хотя понимают, что нельзя так делать.
Теперь из-за них столько маленьких детей лишаются возможности заниматься спортом, закаляться. Планировал на закладку камня пригласить двух олимпийских чемпионов - борца Жаксылыка УШКЕМПИРОВА и единственного нашего чемпиона Олимпиады по плаванию Дмитрия БАЛАНДИНА (в истории казахского спорта до него не было олимпийских чемпионов по водным видам спорта).

Олимпийский комитет поддержал нас, помогли найти меценатов, которые хотели дополнительно выделить средства на его строительство. Планировал после завершения строительства проводить там чемпионаты Азии.
Просил акима Талдыкоргана поговорить с владельцами этих строе­ний, объяснить им, что их бизнес попадает под генеральный план. Сделать выкуп. Оценить правильно. Помочь. Они же морально пострадали. Предложить аналогичные земельные участки в других местах. Ведь город маленький, все друг друга знаем. К сожалению, вся эта работа провалена.
Но то, что на “Жастаре” будет бассейн, - это точно, уже спроектировано. Я не могу это отменить, потому что не я это придумал. И когда я сделаю этот бассейн, это будет здорово.
- А много в Талдыкоргане незаконных построек?
- Да. К примеру, один предприимчивый гражданин выкупил 80 гектаров земли. Теперь людям продает. Те там дома строят. Без детальной планировки и генерального плана. Я никого не обвиняю: хотят строить - пусть строят! Но как мы им завтра свет подведем? Потом будут сидеть с керосиновой лампой и жаловаться вам, журналистам, что у них нет элементарных благ цивилизации: электричества, воды, канализации и дорог. Но как мы им все это подведем? Им сейчас невозможно объяснить, что в первую очередь нужно было подготовить инфраструктуру, а потом уже застраиваться. К тому же там не оставлено место под школу и детский сад.

- А почему же строить разрешили?
- Никто разрешения не давал - они сами строят! Но самое страшное, в акимате Талдыкоргана не знают, что они строятся без разрешения. Нарушение изначально идет с обеих сторон. Вина акимата в том, что недосмотрел, собственника - в том, что построил без разрешения. Некоторые не понимают таких вещей. И начинают намекать, чтобы их не трогали: мол, если что, жалобами забросают, проверками всякими... Но я их не боюсь!
- За три года правления вы сменили акима Талдыкоргана, четырех своих заместителей, одиннадцать акимов районов и двадцать пять руководителей управлений и департаментов. Неужели они не справлялись? Или вам нравится, как говорится, сам процесс?
- Во-первых, акима города Ермека АЛПЫСОВА я не выгонял. Его на повышение забрали (Алпысов сейчас инспектор администрации президента. - С. Д.), как и Галымжана АБДРАИМОВА (экс-заместитель акима Алматинской области. - С. Д.). Он стал заместителем акима Жамбылской области. Одних начальников управлений сменил на более подготовленных, другие пошли на повышение. Скажем, руководителя управления коммунального хозяйства Баглана ТАНЕКЕНОВА назначил акимом Ескельдинского района. Его место занял молодой перспективный парень. Это же классно!
- Неужели не было кадровых просьб, предложений, от которых невозможно отказаться?
- Раньше такое было: назначал на должность по звонку или кто-то попросит - мы же живые люди. Потом смотрю за людьми, кто не справляется - увольняю, даже тех, кого я сам поставил. Мне такие бастыки не нужны! А тех, кто идет в ногу со временем, оставляю. На каждом совещании я говорю об их недостатках, недоработках. Сейчас ведь есть такие мощные государственные программы - “Нурлы жол”, “Нурлы жер”, ФИИР, программа занятости, “Дорожная карта бизнеса-2020”, мы обязаны своевременно их реализовывать. Все эти вещи требуют прежде всего знания дела.

- В последнее время на всю страну оскандалились несколько ваших кадров: акимы Капшагая, Балхашского района, теперь вот новый скандал в Уйгурском районе. Если с двумя предыдущими акимами вы расстались легко, то почему Алимжан ТОХТАСУНОВ, обматеривший своих подчиненных и избивший своего водителя (см. “Бей своих, чтоб чужие боялись!”, “Время” от 7.8.2017 г.), остается при должности?
- Сейчас мне жители Капшагая говорят: “Спасибо, Амандык Габбасович, за нашего нового акима”. Я ему деньги даю, он же не может работать без моей поддержки. По Тохтасунову вопрос уже решен. Скоро на его место придет человек с многолетним стажем.
Когда я привел Тохтасунова, думал: он экономист и в этот район принесет инвестиции. Он действительно в этом направлении неплохо поработал. Но кроме мозгов нужны и человеческие качества: умение с людьми работать. В итоге он начал выходить за рамки. А я же не могу с ним нянчиться. В таком возрасте уже не воспитаешь...
Молодым я могу на личном примере показать, научить, как надо работать, как себя вести с людьми. А его уже не переделаю...
У нас много акимов, которые хотят и умеют работать. Но есть и те, у которых огромные возможности, но они ничего не хотят делать. Думают, что красиво выступили, что-то сказали - и этого достаточно. А я здесь сижу и занимаюсь его заводами. Я все равно буду кадры подбирать такие, которые работают, а не такие, чтобы просто изображали начальников. Нужны акимы, которые будут служить народу.
- Не могу не спросить про неприятную ситуацию, в которой оказались бывший советник акима Алмасбек САДЫРБАЕВ и вице-мэр Талдыкоргана Аскар ТУТУБАЕВ (см. “В ход идут одни кулаки”, “Время” от 12.8.2017 г.).
Вы будете вмешиваться в их конфликт или же выберете роль стороннего наблюдателя?
- Мне аким города Багдат КАРАСАЕВ говорит, что по этому делу будет или уже начался суд. Садырбаев же сам работал раньше в аппарате. Как он мог так поступить? Второй - наш. Он ведь руководитель, с людьми должен уметь разговаривать так, чтобы впоследствии таких ЧП не было. Мы должны ценить то место, где работаем. Тем более это здание (акимат города. - С. Д.) с историей. Здесь трудился наш Сакен ЖЫЛКАЙДАРОВ (известный политический деятель, депутат мажилиса, скончался в 2015 году. - С. Д.). Он столько лет работал. Разве он с кем-то дрался? Такое нельзя допускать. Я тоже человек резкий, но я же с кулаками не лезу! Уже в тот день, когда подрались, можно было все обговорить, решить. Ладно если бы какое-то бандитское нападение было. Но тут?! Бывшие коллеги - и не могут между собой договориться...
- И что же вы намерены предпринять теперь?
- Мне это уже начинает надоедать. Я не собираюсь в их грязном белье копаться. У меня других дел хватает.
- В марте прошлого года на презентации нового состава футбольного клуба “Жетысу” вы посетовали, что “единственная спортивная сфера, где Алматинская область отстает, - футбол, отметив низкий уровень игры “Жетысу”. Когда вы взялись лично вычищать эти авгиевы конюшни, мало кто верил в успех этого предприятия. Что изменилось за прошедшие полтора года?
- Действительно, у клуба были огромные долги, они не платили налоги, поназаключали договоры с третьеразрядными игроками. Я сам мастер спорта, долгое время играл за ветеранскую сборную Казах­стана по волейболу и неплохо разбираюсь в игровых видах спорта. Кроме того, я много лет возглавляю Федерацию волейбола. Там тоже большие деньги. Нас неоднократно проверяли с головы до ног, но ни одного случая не было, чтобы мы кого-то обидели или деньги украли. А все потому, что я всегда подбирал в волейбольную федерацию порядочных людей.
А тут?! Ну как можно было так осквернить свое гордое имя “Жетысу”? Это же целая история! Но сейчас я клуб вычистил и горжусь этим. В этом году, я уверен, ФК “Жетысу” выйдет в Премьер-лигу, а по итогам чемпионата 2018 года займет третье место. А его тезка волейбольный клуб станет чемпионом Казахстана.
- Что ж, ловлю вас на слове!

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть

Свежее