7765

Оправдательный уклон

Кайрат МАМИ - судьям: “Каждодневно боритесь за свой авторитет”

Вчера в Верховном суде подвели итоги отправления правосудия в первом полугодии. В Астану съехались главы судебных коллегий, судьи Верховного суда и областных судов. Три с половиной часа служители Фемиды говорили о том, как “довести авторитет судей до совершенства”.

В Верховном суде никто не улыбается. Крепкие спины жрецов храма правосудия, обтянутые в темные пиджаки, заняли 10 рядов стульев. Контрастом выглядел двухэтажный светлый зал, где проходило совещание. В нем 11 громадных хрустальных люстр, лазурный потолок - высокий, как небо, десять балконов с резными перилами и тяжелые шторы на окнах, пышная многослойность которых создает ощущение, будто сидишь на премьере в театре.

Главный судья страны Кайрат МАМИ поведал: за полгода вдвое сокращен срок прохождения гражданских дел в судах, 62,5% таких дел рассматривается посредством упрощенного производства. На 43% выросло число уголовных дел, рассмотренных в согласительном производстве, в 3,5 раза - в сокращенном порядке. Кроме того, для мотивации сторон к мирному урегулированию и заключения ими соглашений на ранней стадии процесса внедрен материальный стимул - возврат госпошлины: в местных судах в полном объеме, а в судах кассационной инстанции - половина уплаченной суммы. Только в этом полугодии возвращены из госбюджета почти 1,5 миллиарда тенге.
Далее г-н Мами спрашивал с подчиненных о наиболее проблемных ситуациях судопроизводства. К примеру, интересовался, как сейчас складывается судебная практика по заемщикам, которые после перехода страны на свободно плавающий курс тенге попали в трудную ситуацию.
- У нас в судебной практике возник такой спор: житель Астаны получил кредит с привязкой к доллару. Он добросовестно выполнял свои обязательства, но, после того как курс доллара пошел в свободное плавание, у него остаток долга с 5 миллионов вырос до 11 млн. тенге. В связи с этим изучена судебная практика, и впоследствии вместе с местными судами было принято решение об удовлетворении заявления этого заемщика с применением статьи 375 Гражданского кодекса. Этот же вопрос неоднократно обсуждался с Нацбанком, и практически все банки второго уровня сейчас меняют эти условия договора в пользу заемщика, что в свою очередь также защищает права финансовых институтов, поскольку позволяет реально получать от заемщиков деньги, - прокомментировал председатель судебной коллегии Верховного суда по гражданским делам Елис АБДЫКАДЫРОВ.
- Такая практика Верховным судом доведена до местных судов? - переспросил Мами.
- Да, письмо написано и направлено в местные суды и во все банки второго уровня.
О динамике оправдательных приговоров в судах Казахстана рассказал глава судебной коллегии ВС по уголовным делам Абай РАХМЕТУЛИН. По его информации, за шесть месяцев были оправданы 487 человек (рост в 10,5%). Но практику вынесения оправдательных приговоров все еще требуется продвигать на местах.
- Имеются факты, когда устанавливались все основания для вынесения судом первой инстанции оправдательного приговора. Однако суд, ссылаясь на критическую оценку только отдельных доказательств, не оправдывал подсудимых и выносил обвинительный приговор. Между тем критической оценке подлежали все доказательства, а не отдельные из них, - сообщил он.
В результате во время апелляции обвинительные приговоры районных судов в отношении 11 человек были отменены с вынесением оправдательных. А кассация Верховного суда отменила судебные акты восьми лицам за отсутствием в их действиях состава преступления.
- Я еще раз обращаюсь к судьям Верховного суда, председателям областных судов, чтобы вы бережно относились к оправдательным приговорам, - заявил, выслушав это, председатель Верховного суда Мами. - Председателям областных судов хочу сказать: берите пример со своих коллег, которые сами председательствуют в случае поступления протестов по таким делам и показывают пример.
Однако больше всего на совещании судейского корпуса говорили о нравах стражей правосудия. А задуматься здесь есть о чем: за первое полугодие замечания вынесены 12 судьям, выговоры получили 14, и освобождены от должности 6 служителей Фемиды. Из 32 судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, восемь обвинены в совершении порочащих поступков, не совместимых с судейской этикой.
В качестве примера на совещании привели оскандалившегося коллегу из столичного суда Кунболата АРИПОВА, который привлек экспертов ООН, обладающих иммунитетом, в качестве третьего лица по гражданскому делу по иску гражданки Белоусовой к Минфину (подробнее в материале см. “Он сам ушел”).
Напоследок Кайрат Абдразакович призвал коллег “каждодневно бороться за авторитет судей” через дисциплинарную практику, постоянное повышение профессионального уровня и открытость обществу. Кстати, описываемое совещание судейского корпуса впервые в истории Верховного суда в прямом эфире демонстрировали на канале youtube и на сайте ведомства ВС.

Между тем по окончании совещания судья Верховного суда Ербол РАХИМБЕКОВ (на снимке слева) прокомментировал трагический инцидент, произошедший 20 июля в Акмолинской области: в тот день 61-летний директор Казводхоза Омирбек ЖАМПОЗОВ (на снимке справа), проходящий в качестве подсудимого по делу о присвоении госсредств на 620 млн. тенге, совершил вооруженное нападение на прокурора Ж. АЛИБАЕВА и следователя отдела внутренних дел Целино­градского района А. ПШЕМБАЕВА перед оглашением приговора по своему делу. Оба пострадавших были доставлены в больницу. Сам же Жампозов скрылся с места преступления. Позже его труп с огнестрельным ранением был обнаружен на территории мемориального комплекса жертвам репрессий АЛЖИРа. По предварительной версии, Жампозов совершил самоубийство. Известный казахстанский адвокат Джохар УТЕБЕКОВ, комментируя это ЧП в соцсетях, высказал мнение: вина за произошедшее целиком и полностью лежит на сотрудниках прокуратуры.
“Оказывается, ранее в прениях прокурор сначала попросил 10 лет (для Жампозова - Т. Г.). Но обвиняемому же исполнилось 60 лет! Он подпадает под последнюю амнистию. И ему не могут дать больше половины срока. Только после возмущений адвоката в прениях прокурор опомнился и в реплике поправился, что просит 5 лет. При этом статья 55 УК при отсутствии отягчающих обстоятельств допускает наказание за тяжкое преступление не более 2/3 от максимального срока. Жампозову не могли назначить более 8 лет. С учетом амнистии прокурор мог просить наказание не больше 4 лет. Требовать человеку 10 лет лагеря, когда невозможно дать больше 4 лет? Это за гранью добра и зла! Я желаю выздоровления прокурору. Призываю Генпрокуратуру уволить прокурора Целиноградского района, проверить уголовное дело и, видимо, отказаться от обвинения”, - написал Утебеков.
Между тем, по словам судьи Рахимбекова, дело в отношении Жампозова “может быть прекращено только в отношении его в связи со смертью”.
- Информация по данному делу сейчас недоступна - она будет выясняться в ходе расследования. Причины (по которым Жампозов решился на покушение. - Т. Г.) могут быть любыми: личная неприязнь, несогласие с позицией прокурора... Это все будет выясняться в ходе расследования, - пояснил журналистам Рахимбеков.
И добавил: вполне возможно, что Жампозову могли вынести оправдательный приговор, поэтому сейчас трудно сказать, понесет ли какую-нибудь ответственность судья, рассматривавший его дело.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

А тем временем

Заключение - без ограничения

Осужденному по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов на шесть лет лишения свободы с конфискацией имущества председателю Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВУ отказывают в замене реального срока на ограничение свободы.

Как сообщила адвокат Мадина БАКИЕВА (на нее ссылается КазТАГ), в минувший четверг стороной защиты были предоставлены все необходимые аргументы и доводы в пользу замены заключения С. Матаева на ограничение свободы, однако судья отказал.
- Мы предоставили сведения из департамента юстиции о том, что идет взыскание по возмещению ущерба, предоставили справки об аресте имущества, предоставили заключения врача исправительного учреждения о том, что Сейтказы Матаев болеет и находится в санчасти, предоставили характеристику с поощрением от исправительного учреждения. Администрация учреждения не возражала против изменения наказания, но прокуратура возражала, сославшись на то, что ущерб не возмещен, - отметила М. Бакиева.
По ее словам, положенный по закону срок для изменения наказания подошел еще 15 мая, однако в комитете уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД добавили к нему еще месяц.
- По состоянию на 19 июня С. Матаев отбыл уже 12 месяцев и несколько дней. Но, по версии КУИС и исправительного учреждения, срок на замену наказания подошел только 11 июля, - пояснила М. Бакиева.
Напомним, что в начале апреля этого года по ходатайству исправительного учреждения неотбытый срок заключения был сокращен С. Матаеву наполовину - на 2 года 8 месяцев. Осенью прошлого года вместе с С. Матаевым был осужден его сын - гендиректор КазТАГ Асет МАТАЕВ: он признан виновным в мошенничестве, ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Самат АШИМОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть