Мы ждём перемен
В среду общественный совет Алматы утвердил введение дифференцированного тарифа в городском общественном транспорте. При этом было решено, что нововведение не коснется метро, где проезд по-прежнему, независимо от формы оплаты, будет стоить 80 тенге.
Это было второе заседание общественного совета по этому вопросу, и опять больше всего споров возникло вокруг суммы 150 тенге - ее с момента внедрения дифтарифа придется платить тем пассажирам, которые до сих пор не пользуются картами “Оңай!”, а платят за проезд наличными. Одни предлагали снизить эту цифру, вторые оставить все как есть, третьи и вовсе передать все автобусы государству, как было раньше. Но здравый смысл все же победил эмоции: чиновникам, пусть и не сразу, удалось убедить собравшихся в том, что 150 тенге - это средний расчетный тариф за одну поездку в общественном транспорте Алматы. В итоге практически все сошлись на том, что дифференцированный тариф нужен - только он сможет вывести из тени черный нал, который сегодня есть на этом рынке.
- В среднем в день мы фиксируем 478 575 транзакций, - заявил директор ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садир ХАМРАЕВ. - В год 174 680 062
транзакции. Большая часть из них приходится на автобусы - 406 438 ежедневно и 148 350 010 - ежегодно. Летом ежедневная выручка составляет порядка 25 миллионов тенге, осенью, когда пассажиропоток увеличивается, - 33-34 миллиона тенге. Они распределяются между перевозчиками. По прогнозам, после введения дифференцированного тарифа ежедневная выручка должна увеличиться на 13-14 миллионов. Сейчас примерно порядка 70 процентов от общего количества пассажиров пользуются картами “Оңай!”. Мы надеемся, что количество тех, кто продолжает платить наличными, снизится с 30 процентов до трех-четырех.
Прозвучала и такая цифра: официальная годовая выручка в общественном транспорте составляет порядка 11 миллиардов тенге, а фактическая - 21 миллиард тенге. Разницу в 10 миллиардов, которая оседает в карманах водителей, кондукторов и иже с ними, и собираются легализовать за счет нововведения. Чиновники согласились даже с тем, чтобы не внедрять дифференцированный тариф в метро, как было заявлено ранее. Там все останется по-прежнему: проезд и по жетону, и по карте “Оңай!” будет стоит одинаково - 80 тенге. Осталось дождаться момента, когда нововведение начнут претворять в жизнь (и пусть дата пока остается открытой - необходимо соблюсти все юридические процедуры, на которые уйдет минимум десять дней, но она не за горами). Тогда и станет понятно, смогут ли городские власти при помощи дифференцированного тарифа навести порядок в общественном транспорте.
Оксана АКУЛОВА, Алматы