Дело пахнет керосином
Вокруг введения дифференцированного тарифа в общественном транспорте Алматы разгораются нешуточные баталии. Перевозчики и транспортный холдинг, который является оператором системы электронного билетирования “Оңай!”, не могут договориться.
- Пока мы не знаем четкого плана мероприятий, который будет проводиться в связи с внедрением дифференцированного тарифа (когда он заработает, проезд, оплаченный наличными, подорожает до 150 тенге, а картой (“Оңай!” останется прежним - 80 тенге. - О. А.), - говорит директор ТОО “Green Bus Company” Баурджан КУЛИШЕВ. - Транспортный холдинг не проводит той работы, которую мы считаем необходимой. Например, они так и не запустили социальные ролики, в которых людям объяснили бы, что не нужно отдавать деньги водителю. Делая это, вы обкрадываете себя. Ведь перевозчики платят налоги со своих доходов, а они идут на оплату пенсий и всевозможных пособий. Мы просили об этом еще полгода назад. Совсем скоро внедрят дифференцированный тариф. При такой системе всегда есть кнут и пряник. Но в транспортном холдинге Алматы считают, что кнут - стоимость проезда 150 тенге, а пряник - 80 тенге. Но это не так. Людей нужно заинтересовать деньгами. Предусмотреть разные тарифы при загрузке средств на карточку - в Минске, к примеру, их 320. И они охватывают все слои населения. И у нас они могут быть: покупаешь сразу 10 поездок, платишь не 800, а 700 тенге, 30 поездок не 2400, а 2200 тенге. Во всех вариантах должен быть предусмотрен десятипроцентный дисконт: чем больше поездок, тем выгоднее. Но у нас нет такого подхода. Люди должны радоваться тому, что им оставляют право платить 80 тенге.
- Сработает ли при том подходе, который есть сейчас, дифференцированный тариф?
- Он сработает в любом случае, но не так, как хотелось бы, думаю, что только наполовину. На самом же деле это очень действенный инструмент, который при правильном подходе может кардинально изменить ситуацию. Вот смотрите, сейчас в автобусах нашей компании 60 процентов пассажиров пользуются “Оңай!”. Оставшиеся 40 процентов платят наличкой - думаю, после введения дифференцированного тарифа половина из них автоматически перейдет на карточки. Оставшиеся 20 процентов - это люди, которые ездят в общественном транспорте нерегулярно, и именно их нужно заинтересовать. Да, безбилетники все равно останутся - сейчас мы ловим по 50-60 “зайцев” в день. Но нам нужно обращать внимание на тех, кто готов платить. И если мы введем гибкую систему дисконтов, сможем вовлечь практически всех пассажиров. Тогда у нас не будет ситуации, когда одни платят и смотрят на тех, кто этого не делает, но при этом преспокойно едет в автобусе. Речь о социальной справедливости, которой сейчас в нашем общественном транспорте нет. И законопослушных пассажиров это возмущает. Ситуацию нужно менять, поэтому мы готовы отдавать водителям с каждых 150 тенге, которые будут оплачивать пассажиры, 70 тенге. Других способов навести порядок в автобусах мы попросту не видим.
- А зарплату водителям поднять?
- У нас нет средств на то, чтобы сделать это. Для этого должны возрасти наши доходы. А как это произойдет? Мы готовы платить налоги со 150 тенге, отчитываться перед акиматом. Но транспортный холдинг отказывается нас поддержать, так как по договору 50 процентов с дополнительных 70 тенге, которые появятся после введения дифференцированного тарифа, в виде комиссии будут забирать оператор системы “Оңай!”. Понимаем, им нужно отбить свои вложения, но мы тоже сознательно идем на убытки. Если не будем действовать скоординированно, ничего не получится. Нам выгоднее отдавать 70 тенге водителям, потому что мы хотим, чтобы вся выручка стала официальной. Таким образом мы надеемся получить дополнительные 10-15 процентов дохода. Наши коллеги из других автопарков уже заявили о том, что готовы поставить вопрос о смене оператора системы электронного билетирования. Если не будет никаких подвижек со стороны транспортного холдинга, придется говорить об этом с представителями акимата.
- Но ведь тогда водители начнут отключать терминалы “Оңай!”. И всем придется платить 150 тенге.
- Нашим водителям делать это невыгодно, потому что их план, а соответственно, и зарплата зависят от количества транзакций по карточкам. Только вместе мы - транспортный холдинг, акимат и общество - сможем исправить ситуацию, иначе - пассажиры так же, как сейчас, будут договариваться с кондукторами и водителями.
Оксана АКУЛОВА, Алматы