И всё-таки уйдут в небытие
Жезлы полицейским, скорее всего, возвращать не будут. Сенаторы согласились с тем, что “волшебные палочки” - это уже даже не вчерашний день, весь цивилизованный мир давно от них отказался.
В понедельник комитет сената по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам рассмотрел во втором чтении законопроект о дорожном движении, разработчиком которого является фракция народных коммунистов в мажилисе. Любопытно, что журналистов, хоть и пригласили на данное заседание, но так в зал и не пустили. Представители СМИ обратились было за комментарием к председателю комитета Серику АКЫЛБАЮ, однако он через своего помощника передал, что “даст комментарии только после принятия законопроекта”. В итоге наш корреспондент попросил эксклюзивный комментарий у одного из разработчиков документа - лидера парламентской фракции КНПК Владислава КОСАРЕВА, и он любезно согласился.
Напомним, сенаторы настойчиво просили МВД вернуть полицейским жезлы, объясняя это тем, что невозможно привыкнуть к жестикулирующим регулировщикам, да и вообще трудно теперь ориентироваться на дороге (см. “Жезл доброй воли”, “Время” от 29.4.2017 г.).
Как сообщил Косарев, мажилисмены настояли на том, что данный вопрос находится исключительно в компетенции уполномоченного ведомства - МВД, которое, в свою очередь, против возврата жезлов.
- Министерство против потому, что это противоречит международным нормам. В мире давным-давно жезлом не машут! Вместо него придуманы специальные светоотражающие перчатки, у нас (в Казахстане. - Л. Т.) они тоже есть. Поэтому на данный момент сенаторы согласились с мнением МВД, - сообщил Косарев.
Кроме того, одобрена норма, согласно которой пассажирам автотранспортного средства, остановленного полицейским, разрешается выходить из машины по своему усмотрению. Пока закон запрещает это делать.
- То есть люди, сидящие в автомобиле, практически находятся под арестом полицейского. Мы эту коллизию снимаем. Причем полицейские штрафуют пассажиров, вышедших из машины, пользуются тем, что люди не знают о такой норме закона. Но водитель, подчеркну, по-прежнему не будет иметь права покидать авто без разрешения полицейского, - пояснил мажилисмен.
Доволен он и тем, что сенаторы поддержали предложение отменить норму, запрещающую водителю останавливаться на дороге в населенном пункте, если даже нет знака, разрешающего стоянку.
- В наших степных просторах по всем дорогам таких знаков не наставишь! Водитель порой останавливается из-за поломки машины или просто возле своего дома. Ну нельзя его за это штрафовать! - считает депутат.
Некоторые мажилисмены предложили увеличить госпошлину за престижные, или, как говорят в народе, красивые госномера автомобилей. Сегодня максимальная госпошлина на номера с цифровыми обозначениями 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 и одинаковыми буквами составляет 517 333 тенге. С принятием законопроекта оплата вырастет до 646 665 тенге.
Дополнительное введение повышенных ставок госпошлины на ряд госномеров в текущем году не ухудшает положения налогоплательщиков, поскольку имеется альтернатива - любой гражданин может получить госномера, по которым установлены обычные ставки госпошлины, полагают авторы законопроекта.
Что ж, остается дождаться пленарного заседания сената, на котором, как ожидается, будут расставлены все точки и запятые в одном из самых народных законов - о дорожном движении.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
Кстати
Следите за руками, господа рулевые!
Премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ ответил парламентариям на депутатский запрос о возврате полицейских жезлов: их использование в деятельности дорожно-патрульной полиции (ДПП) признано нецелесообразным.
Глава правительства отметил, что принятые “нововведения позволили значительно сократить число беспричинных остановок полицейскими транспорта и уменьшить количество неправомерных контактов с участниками дорожного движения”. “Основное регулирование транспортных и пешеходных потоков осуществляется с использованием технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, дорожные разметки), при этом ручное регулирование дорожного движения применяется в отдельных случаях”, - говорится в ответе премьера.
Он напомнил, что в развитых странах мира в работе ДПП жезлы не применяются, остановка транспортных средств и регулирование дорожного движения полицейскими осуществляются жестами рук. Хотя, по его данным, в этих странах уровень автомобилизации населения кратно превышает уровень автомобилизации в Казахстане, каких-либо проблем в регулировании и понимании жестов полицейских не возникает.
В настоящее время МВД организована дополнительная разъяснительная работа среди населения о значении сигналов регулировщика, подаваемых жестами рук, а также проводятся занятия с сотрудниками ДПП по совершенствованию приемов ручного регулирования дорожного движения. Утверждены новые образцы светоотражающих форменных курток и перчаток, которыми в плановом порядке экипируются сотрудники ДПП, добавил Б. Сагинтаев.
Казахстанская полиция не использует жезл для остановки транспортных средств с 1 января 2017 года.
По информации КазТАГ