3697

Ой-бай - опять вода!..

Крайне печально наблюдать за тем, как ведомства пытаются обвинить друг друга в разгуле водной стихии в регионах страны, чтобы не оказаться крайними

Чеэсники заявляют, что “Казгидромет” дает неточные прогнозы. Синоптики утверждают, что “Казводхоз” должным образом не мониторит приток воды и вовремя не реагирует. Так кто же все-таки виноват?

Давайте пройдемся, как говорится, по пунк­там.
Итак, как утверждает “Казгидромет”, 1 марта он представил так называемый прогноз водности на период весеннего половодья в бассейнах рек, который получили все уполномоченные госорганы: комитет по водным ресурсам Минсельхоза, комитет по ЧС МВД, акиматы областей. А еще раньше, 1 февраля, синоптики предупредили: снега в регионах навалило на 20, а где-то и на все 60 процентов больше обычного, и это при том, что увлажненность грунта из-за осенних дождей на 30-50 процентов сверх нормы. Вот еще когда прозвенели первые тревожные звоночки, но тогда мало кто придал этому должное значение. Да и что было делать - снег-то на Луну не вывезешь. Да и растапливать его в степи, даже (представим себе на секундочку!) при наличии денег, что кажется фантастикой, было бы бесполезно - талой воде просто некуда было бы деваться, как растекаться по весям, дорогам и... селам страны.
Словом, отмечают в “Казгидромете”, водники прекрасно знали, что их ожидает: объем притока воды в период половодья превысит свободные емкости водо­хранилищ страны. Были, конечно, погрешности по прогнозам, признают синоптики, но не провальные, не критически ошибочные. А как же без них, сетуют “предсказатели” погоды, если не хватает наблюдательных пунктов, слаба материально-техническая база, что не позволяет должным образом производить замеры высоты и плотности снега, прогнозировать объем будущих талых вод в сугробах, определять глубину промерзания почвы на больших площадях.
Однако водники утверждают совсем другое: мол, из-за неточных погодных прогнозов они не спешили открывать шлюзы водохранилищ. В частности, об этом заявил на совещании с участием акима Актюбинской области Бердыбека САПАРБАЕВА руководитель актюбинского филиала РГП “Казводхоз” Бекзат НАМЕТОВ. А когда вода со всей степи дружно хлынула в русла рек, стремительно наполняя водоемы, то деваться уже было некуда - в спешном порядке пришлось сбрасывать ее, и она стала топить населенные пункты.
Обратимся к датам и фактам. 12 апреля, за несколько дней до потопа сел и пригорода Актобе, объем воды в местном водохранилище вместимостью 245 млн. кубометров составлял 188 млн. кубов (77 процентов). К тому дню температура воздуха прогрелась уже до +8 градусов, приток в водоем оценивался в 354 кубов в секунду, но сброса воды не было... Что было потом - всем известно.
Между тем наполненность Самаркандского водохранилища емкостью 253 млн. кубов, что в Карагандинской области, в первых числах апреля уже превышала 70 процентов от возможного. Но лишь с 12 апреля там увеличили сброс воды до 150 кубов в секунду, тогда как приток уже составлял 175 к/с. Вода вышла из берегов рек Нура и Шерубай-Нура. В первые же сутки затопило три села.
Печально выглядит картина по городу Атбасару Акмолинской области. В прошлом году там была построена специальная защитная дамба 7-метровой высоты, на что из областного бюджета было выделено 200 млн. тенге. Однако насыпное утрамбованное сооружение не выдержало натиска воды, вышедшей из берегов реки Жабай. Теперь более 200 домов, как и затраченные на возведение дамбы казенные денежки, оказались под водой. Теперь правоохранительные органы, возбудив уголовное дело, интересуются качеством выполненных подрядчиком работ и компетентностью чиновников, принявших работу у строительной компании.
Да что там регионы - в воде могла оказаться даже столица! До 14 апреля специалисты “Казводхоза” не торопились осуществлять сброс из Астанинского водохранилища, хотя к тому времени река Нура бурлила и несла свои воды в сторону главного города страны. В начале прошлой недели глава МВД Калмуханбет КАСЫМОВ, в подчинении которого, напомним, находятся и силы по ЧС, заявил, что Астане грозит большая вода. Акимат подумывал уже объявить режим ЧС, а специалисты даже совершили облет на вертолете, чтобы осмотреть с высоты птичьего полета возможную угрозу. И все же сброс начался лишь тогда, когда водоем емкостью 400 млн. кубов наполнился почти на 90 процентов! Причем к 21 апреля водоем был заполнен едва ли не до краев!
К счастью, угроза столице миновала, однако жители пригородных сел наблюдают большой поток воды. В частности, он движется рядом с поселком Косшы.
Тем не менее расслабляться еще ой как рано. Вторую волну талых вод ждут в Карагандинской, Актюбинской, Костанайской и Акмолинской областях. Непростая ситуация складывается в Северном Казахстане. Есть риск наводнения и в Жамбылской области. Однако самую большую воду ждут на востоке, где массовое снеготаяние только начинается, а синоптики прогнозируют уже в ближайшие часы 30-градусную жару!
Так что впереди наверняка новые оправдания и откровения уполномоченных госорганов. Только от этого ни жарко ни холодно людям, чьи дома, скот и имущество пострадали от паводков. Ведь они расчеты не ведут…

Комментарий в тему

Эрнест ГИСИН, главный инженер проектов ПК “Казгипроводхоз”:

- Неделю назад я участвовал вместе с руководством КЧС МВД в облете на вертолете русла Нуры в Карагандинской области. Ситуация там действительно серьезная и неоднозначная. Из всех осмотренных сверху водохранилищ только Интумакское было наполовину полным, в остальных воду накопили и частично сбросили. Поэтому сказать однозначно, что именно повлияло на такое развитие паводковой ситуации, невозможно. И говорить, что здесь есть ошибки той или иной службы, тоже неправильно. Да, “Казгидромет” может ошибаться, синоптики всегда оговариваются, что прогноз может быть точным максимум на 80 процентов. Плюс текущие погодные условия: например, резкое потепление при сильном продолжительном дожде - и, сами понимаете, вода может в реках моментально подняться.
Но, несмотря на прогнозы и погоду, все водные объекты должны эксплуатироваться правильно и умело. Нужно, чтобы все водохранилища могли принимать стихийную воду и в то же время успевать сбрасывать ее. Нужно уметь не только отводить угрозу наводнений от населения, но и успеть накопить воду для нужд сельского хозяйства. Именно для рационального использования водных ресурсов и талых вод в Казахстане строилась система лиманов и водохранилищ. И все это время инженеры справлялись неплохо.
Что касается Астаны. Десять лет назад я участвовал в расчетах по тамошней дамбе, по стоку паводковых вод больших объемов, которые бывают раз в сотни лет. Дамба предназначена для сдерживания воды, которая может хлынуть в случае чего из Астанинского водохранилища. Дело в том, что левый берег Есиля в столице находится ниже уровня правого берега, и если бы не было этого сооружения, то каждый год талыми водами заливало все здания на Левобережье Астаны. Но до сих пор не построено регулирующее сооружение и не расчищено русло реки в нижней части города. Более того - перекрыто основное русло в районе завода газовой аппаратуры насыпью автодороги с тремя металлическими трубами. Нужно расширить русло реки в городе до 200 метров, расчистить и углубить на несколько метров. Необходимо и другие работы произвести. Ведь климат меняется, и нет гарантий того, что паводки не повторятся.

Аскар ДЖАЛДИНОВ,фото КЧС МВД, Астана

Поделиться
Класснуть