Тайна железных дверей
Республиканская коллегия адвокатов и комитет уголовно-исполнительной системы МВД подписали меморандум о сотрудничестве. Отныне адвокаты смогут общаться со своими подзащитными конфиденциально.
Адвокатское сообщество еще в прошлом году забило тревогу по поводу аудио- и видеофиксации их общения с подзащитными в помещениях следственных изоляторов и колоний. Дело в том, что все больше пенитенциарных учреждений оборудуют современными системами наблюдения, позволяющими фиксировать различные нарушения, к примеру применение пыток. Однако в бочке меда оказалась и ложка дегтя - переговоры заключенных с адвокатами вопреки закону, также стали прослушивать и записывать.
Возмутил адвокатов и тот факт, что сотрудники КУИС требовали ознакомления с адвокатским досье, что тоже не вписывается в рамки законодательных норм. Ко всему прочему при входе в СИЗО или колонию у адвокатов изымали все личные вещи, включая кольца, серьги, часы и т. д. Адвокатское сообщество долгое время пыталось разрешить эту проблему, и вот наконец наметился положительный сдвиг. Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар ТУГЕЛ (на снимке) и председатель комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК Азамат БАЗЫЛБЕКОВ подписали меморандум о сотрудничестве.
- Этому событию предшествовали встречи, “круглые столы” с участием адвокатов и сотрудников службы УИС, на которых поднимались и обсуждались вопросы, волнующие с профессиональной точки зрения обе стороны, - говорит Ануар Тугел. - Итогом этих обсуждений и стал настоящий меморандум. К примеру, для адвоката немаловажно сохранение конфиденциальности его общения, что, в свою очередь, нарушало наличие в комнатах видеокамер. Нам удалось достичь понимания в этом вопросе, и теперь либо в помещениях, где адвокат общается со своим подзащитным, видеокамеры будут демонтированы, либо нам предоставят помещения без видеофиксации.
- А в будущем вы планируете подписание подобных документов с другими ведомствами, с которыми адвокатам приходится сталкиваться в своей работе?
- Мы и планируем, и надеемся, и очень этого хотим. Вот, например, пытаемся, но не можем, к сожалению, найти конструктивный диалог с Верховным судом. Адвокаты возмущаются, что их досматривают на проходных, заставляют оставлять свою электронную аппаратуру, так необходимую в работе, и т. д.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы