2440

Точка отчёта

В понедельник в Алматы прошла  встреча акима Бауыржана БАЙБЕКА с населением

В дебюте своего доклада мэр признал: со здравоохранением надо что-то делать. Вроде и поликлиники строятся, и больницы реконструируются, и кареты “скорой помощи” закупаются...
Но всему этому великолепию явно не хватает... кадровой поддержки.
- Есть современное оборудование, но нет нормальных врачей, - грустно сказал Байбек. - Поэтому здесь надо уделять больше внимания человеческому капиталу. Надо поддержать врачей! Многие критикуют врачей. А когда мы реально попадаем в ситуацию, когда врач вытаскивает, всегда думаем: какая трудная работа, какая ответственность...
Подсластив пилюлю эскулапам, мэр не преминул пожурить их пациентов:
- Зачастую люди же приходят, когда уже совсем не спасти. К врачам вовремя не ходят, особенно мужчины. Например, идем к зубному, когда совсем плохо, когда совсем заболел, а потом жалуемся на врачей. Каждый должен заниматься спортом, меньше пить!
Рулевой Алматы напомнил поклонникам Бахуса - в городе есть все условия для здорового образа жизни:
- Вот опять говорят, что “Шымбулак” дорогой. Но почему-то многие за 1500 тенге пиво спокойно покупают. Вечером никуда (в рестораны. - М.А.) не зайдешь - все занято. А на “Шымбулак” прогуляться или спортом заняться - жалко денег. Надо менять эту ментальность! Деньги, потраченные на отдых, спорт, туризм, - это вклад в собственное здоровье. Если человек за собственное здоровье не беспокоится, никто ему не поможет. Если он неправильно питается, если каждую пятницу-субботу-воскресенье ходит в гости, жирно наедается да еще и пьет, плюс еще сверху чай горячий - ну вы знаете, у нас же язва в основном от чего.
Язвенники и трезвенники, сидевшие в зале, при этих словах понимающе закивали головой.
Говоря о втором “ките” социалки - образовании, Бауыржан Кадыргалиевич после порции статистики (сколько выделено денег на обучение детишек наукам, сколько детсадов и мини-центров построено и будет построено методом бизнес-асара, то бишь государственно-частного партнерства) решительно взялся за... язык.
- Английский в будущем должны знать все, - строго, но справедливо заметил он. - Все, кто не враг своим детям, хотят, чтобы они нормальную зарплату получали, самые современные знания получали - надо учить другой язык. Когда учишь другой язык - и ментальность меняется: самое лучшее начинаешь брать (от жизни, по всей видимости. - М. А.), сравнивать и понимаешь: не все так плохо, оказывается!
При этих словах по залу пошел одобрительный гул: видимо, даже у тех, кому не удалось еще вкусить всех прелестей английского языка, жизнь и без того складывается весьма недурно...
Вот с чем у нас в городе действительно неплохо, так это с дорогами. В этом году реконструируют и расширяют трассу в районе рынка “Алтын Орда”, достроят и запустят (в 2018-м) долгожданный БАКАД, что должно значительно разгрузить Алматы от транзитников и прочих “понаехавших”.
- Однако проблему заторов только строительством развязок и объездных дорог не решить, - сказал аким. - Поэтому в прошлом году начата разработка комплексной схемы организации дорожного движения при помощи международных экспертов, которые как раз таки занимались снижением пробок в Лондоне, Копенгагене и других западных городах.
По словам Бауыржана Байбека, на модернизацию транспортных линий будет выделено почти 5,5 миллиарда тенге. Увеличится количество троллейбусов, а вот трамваев в Алматы больше не будет - это уже окончательное решение (“Рано или поздно кого-то придавило бы”, - философски заметил по этому поводу докладчик). Вместо них появится легкорельсовый транспорт (ЛРТ). Что касается метро, то еще две станции будут введены в эксплуатацию к 2020 году.
Но, как известно - рука об руку с проблемой дорог идет еще одна классическая беда - начинающиеся на ту же букву...
И тут наш градоначальник был неподражаем! Он произнес зажигательную речь на излюбленную городскими властями тему: автомобиль VS общественный транспорт. Для начала мэр решительно заявил: мол, автомобиль больше не роскошь! Хотя... до сих пор еще остается средством передвижения.
- Иногда легче, эффективнее и дешевле проехаться на метро, - заявил он, умолчав, правда, о том, что по единственной ветке далеко не уедешь. И (видимо, чтобы подбодрить приунывших автомобилистов) благосклонно добавил:
- В вечернее время, если хотите, можно поехать на машине!
Впрочем, отцы города не собираются отказываться от борьбы с четырехколесным злом, ибо “автомобили создают не только пробки, но и 80 процентов выбросов”. В связи с этим Бауыржан Байбек предупредил:
- Мы в ближайшее время обнародуем, обсудим с населением и будем проводить серьезную реформу (транспортной системы города. - М. А.).
Что ж, давно пора - больше тут ничего не скажешь. Ибо экологическая проблема в городе яблок уже набила оскомину, наверное, каждому алматинцу.
В мегаполисе, по данным его мэра, зарегистрировано 570 000, и еще 270 000 автомобилей ежедневно приезжают из Алматинской области и не только. При этом превышение норм токсичности - проблема в основном иногородних машин. В последнее время ходит немало разговоров о новом радикальном способе борьбы с “пришельцами” - платном въезде в город. Но, увы, применить это “ноу-хау” в полный рост, по словам Байбека, невозможно.
- В некоторых мегаполисах мира проводили отдельные референдумы, - сообщил он. - Где-то граждане поддерживали это предложение, но зачастую не поддерживали. Если сейчас мы это сделаем, то нарушим конституционные права граждан на свободу передвижения. К тому же мы должны создавать рабочие места. Завтра те, кто живет в Алматинской области, куда они подадутся? Те, кто приезжает в город, едут по пять-шесть человек в машине, для них это смерти подобно. Поэтому мы должны внимательно подойти к этому вопросу. Там, где решаются проблемы одних, есть интересы других граждан. Надо создавать города-спутники, создавать рабочие места. Поэтому с Алматинской областью мы работаем и вопрос агломерации ставим. Кстати, в Алатауском районе все это создается, чтобы жители области не приезжали в центр города. Они могут работать в индустриальной зоне, отдыхать, например, в “Алматы Арена”, рядом делать покупки. Мы хотим сделать полицентричный город, чтобы уменьшить передвижение граждан, создать рабочие места там, где люди проживают. То есть полностью весь комплекс услуг, чтобы как меньше люди передвигались и тратили время, стоя в пробках.
Бауыржан Байбек не забыл и другого врага экологии - печное отопление. Уже к концу 2018 года планируется полностью перевести на газ весь частный сектор. Постепенно на это топливо переведут и транспорт - сначала общественный, а потом и частный. Городские власти намерены стимулировать алматинцев как можно больше крутить педали: до 2018 года количество велостанций в рамках проекта Almaty Bike увеличится в пять раз. А вот для сохранения уникального воздуха предгорных районов въезд туда за рулем авто ограничат.
- К сожалению, у нас так сложилось, что дай людям возможность - они на второй этаж дома заедут на машине, мусор будут на машине вывозить! - в сердцах сказал аким. - Надо уходить от этой практики, надо перестраивать культуру и сознание горожан.
И ведь не поспоришь - надо! Правда, одним лишь давлением на сознательность не вернуть Алматы былую славу самого зеленого города СССР. И в акимате это, похоже, понимают.
По словам Бауыржана Байбека, в прошлом году проведено благоустройство 38 парков и скверов. Разбиты скверы в Жетысуском, Алатауском и Наурызбайском районах. В этом году планируется реконструкция восьми парков и скверов, капитальный ремонт в парке Первого президента и в южной рекреационной зоне, что в районе аэропорта.
Не обошел градоначальник вниманием и навязшую в зубах у многих алматинцев тему “базар-вокзал”:
- Мы шутя говорим: вокзал Алматы-2 - это не вокзал, а базар с железнодорожными функциями. Или аэропорт: не аэропорт, а базар с возможностью вылета. Мы все превращаем в базар! Жибек жолы -
какая красивая улица, и сколько всего там понастроили, закрыли виды! Это же все нелицеприятно и отталкивает туристов. Я слышал мнение туристов, что Алматы - неопрятный город. Почему? Все из-за этих страшных, уродливых магазинчиков, не соответствующих стандартам, из-за этих базаров, из-за непонятных заборов. И это все можно сделать с минимальными затратами, улучшить внешний облик города - тогда все будут выходить на улицу, больше будет приезжать туристов. А каждый турист - это деньги, рабочие места, налоги.
Зал в ответ одобрительно загудел: город, полон туристов, сорящих деньгами, - что еще нужно для счастья?
Впрочем, у главы мэрии есть ответ и на этот вопрос: для полного счастья многим алматинцам не хватает собственной крыши над головой. И в акимате готовы восполнить этот пробел.
По словам Бауыржана Байбека, в прошлом году, несмотря на кризис, в эксплуатацию было введено два миллиона квадратных метров жилья, то есть 14 200 квартир. Помимо этого власти продолжают работу с ипотечниками, для решения проблем которых выделены огромные деньги. За прошедшие два года по программе рефинансирования кредитов принято более 6000 заявок, 74 процента из которых банки поддержали. Но при этом (лицо градоначальника посуровело) есть определенные люди, которые предпочитают не разрешать проблему, а раскачивать лодку:
- Я приведу пример: одна женщина, не помню фамилию - (у нее. -
М. А.) три машины (в том числе “гелендваген”!), две квартиры есть. Нет, вот там живет бесплатно и уже за два года прожила в десятки раз больше, чем заплатила банку. То есть это мошенничество! Многие не хотят работать - вот спиши (долг. - М. А.), и все. Но это же чьи-то деньги!
Не согласен мэр и с народной расшифровкой аббревиатуры ЖКХ - живи как хочешь. По его словам, усилен контроль за деятельностью КСК. За прошедший год проверено около 150 кооперативов, и в большинстве случаев выявлены нарушения. К счастью, ситуация идет на поправку - на сегодняшний день все городские КСК уже выложили в открытый доступ свои финансовые отчеты.
Вообще, тема кооперативов собственников квартир, похоже, по-хорошему достала Байбека. Когда из зала ему задали вопрос о коррумпированных начальниках КСК, его реакция была весьма эмоциональной:
- Есть отдельные экземпляры! В Наурызбайском районе был глава КСК - семейный подряд там устроил! Люди приходят жаловаться, а его жена выходит и ругается с народом... Я его зову, а он тихо стоит в стороне, здесь у него Zilli, там Zilli (аксессуары из натуральной кожи класса люкс. - М. А.). На зарплату в КСК, что ли, купил? Весь брендовый стоит! Убрали его с помощью прокуратуры, а он... подключает влиятельных людей. Кто только за него не звонил...
Рассказав эту поучительную историю, аким попросил алматинцев помочь бороться с такими экземплярами.
Что ж, мы готовы! Рубрика “Как нам реорганизовать КСК”, открытая в газете “Время” в прошлом году, приглашает мэра, его подчиненных, а также всех, кому небезразлична “проблема из трех букв”, на наши страницы.
Впрочем, дело не только в КСК. Если все властные структуры Алматы сегодня начнут работать по принципу “мэр сказал - меры приняты”, то завтра мы с вами проснемся в другом городе...

Мадина АИМБЕТОВА,фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть