4253

Стоп! Досмотр

С 1 февраля на железнодорожных вокзалах Алматы усилен контроль и введена процедура досмотра граждан. Все ли должны проходить тщательный досмотр? Какой проверке подвергнутся подозрительные лица? На эти и другие вопросы в интервью “Времени” ответил директор департамента вокзального хозяйства дирекции магистральной сети АО “НК “қазақстан темір жолы” Жубан КОРПЕБАЕВ.

- Мы ввели процедуру досмотра на железнодорожных вокзалах на основании закона “О железнодорожном транспорте”. К этому закону правительство утвердило подзаконные акты и постановления, регламентирующие перечень оборудования, ж/д вокзалов, на которых будет введена процедура досмотра, и технические требования. Предложение о необходимости организовать досмотровый режим внес антитеррористический центр Комитета национальной безопасности.
- Необходимость досмотра на ж/д вокзалах связана с террористическими актами, произошедшими летом прошлого года в Актобе и Алматы?
- Данное решение было принято на заседании Совета безопасности Казахстана, и обусловлено оно ситуацией не только внутри нашей страны, но и в целом в мире. Вопросам безопасности, защищенности объектов сейчас везде уделяется большое внимание. И вызвано это, конечно, растущей угрозой терроризма. Например, в той же России процедура досмотра на железнодорожных вокзалах и в метро действует уже более пяти лет.
- Расскажите подробнее, как будет проходить процедура досмотра.
- Досмотр будет проводиться силами дочерней организации АО “НК “қазақстан темір жолы” - АО “Военизированная железнодорожная охрана” (ВЖДО), которая занимается также охраной перевозимых грузов и объектов қТЖ. Данная организация существует давно, ее сотрудники имеют соответствующие навыки. Процедуру досмотра организует отдельная досмотровая служба, специалисты которой прошли специальное обучение и получили сертификаты. Отмечу сразу, тщательный поголовный досмотр будет, только когда в стране объявлен “оранжевый” и критический “красный” уровень террористической угрозы. В обычные дни и при введении “желтого” уровня террористической угрозы досмотр попросят пройти только тех, кто вызовет у сотрудников службы досмотра подозрение. Подозрительных лиц пригласят в специальное помещение для проведения личного досмотра. При обнаружении каких-либо запрещенных предметов приглашается сотрудник линейного отделения внутренних дел и совместно с ВЖДО проводится более тщательный досмотр. Все остальные пассажиры и посетители в обычные дни будут лишь проходить через арочный металлоискатель. Если же, например, у пассажира отсутствует необходимость заходить в здание вокзала, он может и вовсе не проходить досмотр. Для этого мы с торцевых частей здания организовали открытые входные группы, через которые пассажиры могут пройти на перрон, минуя досмотр. Так же и прибывающие пассажиры смогут с перрона выйти на привокзальную площадь, не заходя в здание вокзала.
- А если у человека нет билета, но есть цель совершить террористический акт, он же может пройти через эти входные группы на территорию перрона, где тоже немало людей?
- Объектом, уязвимым в террористическом отношении, является само здание железнодорожного вокзала, в котором специальная комиссия из числа сотрудников ДКНБ, ДВД и других служб утвердила схемы размещения досмотрового оборудования. Определены все аварийные входные группы, на которых будут устанавливаться системы контроля доступа, в обычном режиме они будут закрыты. В случае террористической угрозы доступ в здание будет только по входным группам с системой контроля, которые определены в схеме. Открытыми, без системы досмотра будут только входы с торцевых частей здания, ведущие на перрон.
- Не кажется ли вам, что это все-таки некое упущение с точки зрения обеспечения безопасности? Ведь террорист, минуя здание ж/д вокзала, может проникнуть к вагонам…
- Этот вопрос обсуждался много раз на заседаниях специальных комиссий на различных уровнях. Так уж сложилось, что к объектам, уязвимым в террористическом отношении, относится само здание железнодорожного вокзала - без привокзальной площади и перрона. Конечно, можно и набережную реки Есиль, где тоже немалый человеческий поток, огородить и поставить досмотровое оборудование. Специальная комиссия проводила анализ террористических актов, в частности произошедшего на ж/д вокзале в Волгограде в 2013 году. Обсуждался вопрос о периметровом ограждении здания вокзала, но всю магистральную сеть досмотровым оборудованием охватить мы пока не можем. В последующем, возможно, будут приниматься дополнительные меры для обеспечения безопасности.
- Какие лица попадают под подозрение военизированной железнодорожной охраны?
- Как я уже отметил, сотрудники ВЖДО прошли специальные курсы, где их обучили оценивать людей по каким-то отличительным манерам поведения. Смотрят они и на имеющийся у подозрительного лица багаж. Раскрыть все признаки подозрительного поведения я, конечно, не могу.
- Как будет проходить досмотр при “оранжевом” и “красном” уровне террористической угрозы?
- Досмотровое оборудование включает в себя четыре предмета - арочный и ручной металлоискатель, интроскоп - прибор, сканирующий содержимое багажа и ручной клади, и газоанализатор - аппарат, который определяет взрывчатые, наркотические вещества и другие запрещенные предметы. В зависимости от уровня террористической угрозы ДВД будет усиливать досмотр, в частности привлекая кинологов.
- С 1 февраля досмотровый режим, как известно, введен на железнодорожном вокзале Алматы. Вы уже оценивали результаты первого опыта? Проводили ли досмотр подозрительных лиц?
- Процедура досмотра на алматинском вокзале введена в тестовом режиме, и необходимость ее срочного внедрения связана с проведением зимней Универсиады. Вокзал работает в штатном режиме, никакого ажиотажа не было. Установлены дополнительные навигационные указатели, сотрудники қТЖ и ВЖДО максимально стараются регулировать человеческий поток, чтобы не создавать столпотворения. Подозрительных лиц пока не наблюдали, поэтому и персонального досмотра не было. При наличии каких-то замечаний штаб из числа сотрудников регионального управления на месте принимает оперативные решения. С 1 апреля процедура досмотра будет введена на железнодорожном вокзале Астаны, а с 1 июня - на всех остальных казахстанских ж/д вокзалах.

Лэйла ТАСТАНОВА,  фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть